Мария Сёмушкина: «Я — хранитель определенного музыкального мира»

Энергии, продуктивности и оптимизму нашей сегодняшней героини можно позавидовать: в ее графике, полном огромного количества дел и невероятных событий, всегда находится минутка для приятной беседы. Мария Сёмушкина, президент и генеральный продюсер «Усадьбы Jazz», честно рассказала Musecube о самом главном – фестивале, музыке и своей жизни.

Много музыки – мало пластика

Мария, наш разговор хочется начать с самой, пожалуй, актуальной и важной на данный момент темы – приближающейся московской «Усадьбы Jazz», которая в этом году пройдет 1 июля в Архангельском. Чем фестиваль этого года отличается от всех предыдущих? И почему стоит потратить свой выходной, чтобы посетить это мероприятие?

Будут отличные музыканты из России, США, Израиля, Польши, Норвегии. Многие из них никогда не были у нас в стране, но обязательно найдут здесь новых поклонников. Кроме того, на «Усадьбе Jazz» всегда царит особенная атмосфера.

В этом году «Усадьба Jazz» – фестиваль без пластика. Человечество ежедневно наносит непоправимый ущерб окружающей среде, и это необходимо исправлять. Мы делаем первый шаг – сводим к минимуму использование пластика и отправляем в переработку тот, который окажется на фестивале. Мы хотим показать гостям, что есть масса возможностей беречь планету в повседневной жизни.

Кто из лайн-апа наиболее интересен лично Вам и Вашей команде? Чьего выступления из артистов, заявленных в этом году, Вы ждете особенно?

Очень ждем выступления Рауля Мидона – удивительного гитариста, певца и композитора. Он прославился работой с Шакирой, Хулио Иглесиасом и Херби Хенкоком, а его самого часто сравнивают со Стиви Уандером. Рауль невероятно музыкален – может в одиночку на сцене заменить целый оркестр.

Рекомендуем обратить внимание на Эстер Раду – израильскую певицу с эфиопскими корнями, ее мы хотели пригласить на фестиваль еще в прошлом году, но не сложилось. Она играет яркую смесь из соула, эфиопского джаза и хип-хопа.

Советуем послушать норвежского трубача Нильса Петера Мольваера, который исполняет очень спокойную и умиротворяющую музыку в лучших традициях скандинавского джаза. Из лайн-апа сцены «Индикатор» стоит обратить внимание на молодую британскую группу Ezra Collective. Они играют современный джаз без традиционных клише – с обильными вкраплениями фанка, хип-хопа, рэгги.

Приходилось ли в процессе подготовки «Усадьбы-2017» сталкиваться с трудностями? Если да, то с какими?

У одного из музыкантов, Бутси Коллинза, возникли серьезные проблемы со здоровьем, и он отменил выступление. Мы желаем ему выздоровления и очень сожалеем, что такой яркий и удивительный артист не посетит наш фестиваль.

А еще случается, что в самый последний момент нам отказывают спонсоры, когда на них рассчитываешь.

Что, помимо музыки, ждет гостей «Усадьбы Jazz»? Чему стоит уделить время?

В этом году у нас насыщенная детская программа, фуд-корт, с которым мы тоже поэкспериментировали.

Раз Вы заговорили про детей, какая программа подготовлена для самых маленьких посетителей «Усадьбы Jazz»?

Будут мастер-классы, игровые зоны, аттракционы, подарки от партнеров фестиваля, а главное, одна из четырёх наших сцен — «Усадьба Jazz Kids». На ней можно совершить настоящее музыкальное путешествие по Бразилии и Африке с коллективами Sofoli и Sambateria. Также в программе выступления финалистов конкурса юных исполнителей и победителя конкурса «Найдено ВКонтакте».

За последние несколько лет фестиваль из локального столичного события превратился в настоящий всероссийский праздник. Что в этом году ожидает регионы, принимающие у себя «Усадьбу Jazz»?

Много хорошей музыки. В Петербурге выступит гитарист Джон Скофилд, который второй год подряд получает премию «Грэмми» за лучший инструментальный альбом. А также группа Ba Cissoko из Гвинеи, чья музыка звучит так, будто Джими Хендрикс родился в Западной Африке. В Екатеринбурге мы представим колумбийскую певицу Gina Sovino, а в Воронеже – итальянского пианиста Lelo Petrarca и его трио.

«Ежедневный труд и любовь к импровизации»

В следующем году фестиваль отметит свое 15-летие – можно сказать, своеобразный юбилей. Как за эти годы изменилась «Усадьба Jazz»?

На этот вопрос можно отвечать бесконечно. Если вкратце, то из городского события для любителей классического джаза фестиваль превратился в масштабный российский опен-эйр, охватывающий 5 крупных городов, на который приезжают звезды со всего мира. Мы – первый музыкальный фестиваль, который стал уделять внимание детской программе, к нам любят приезжать всей семьей. Архитектура усадеб, публика, природа, музыка – все это создает уникальную атмосферу, в чем признавались многие мои зарубежные коллеги.

Как удается, несмотря ни на что, оставаться на плаву и не опускать мощную планку, заданную в самом начале проекта?

Это ежедневный труд и любовь к импровизации. Мы же джазовый фестиваль, поэтому постоянно импровизируем, меняем концепцию, находим творческих людей для совместных проектов.

Можно ли уже сейчас сказать, что в следующем году нас ждет что-то грандиозное?

Безусловно. Вас ожидает множество сюрпризов. Фестиваль выйдет в город: мы планируем в юбилейный год провести массу разных интересных событий: выставки, кинопоказы, конкурсы и концерты.

Приоткройте немного завесу кухни фестиваля: что самое простое и самое сложное в подготовке и проведении такого масштабного мероприятия?

Самые простые вещи – технические, отработанные со временем. Самые сложные – творческие: правильно выстроить программу, найти артистов, интересных нашим гостям, придумать небанальную программу для детей и найти на все это хорошую спонсорскую поддержку.

А как подбираются артисты, которые выступают на сцене «Индикатор»? Ведь там, чаще всего, заявлены музыканты, чье творчество чуть дальше от джазовых характеристик, нежели у остальных представителей программы фестиваля. Вы отталкиваетесь от моды, количества подписчиков в социальных сетях, собственного чутья или чего-то еще?

Мы отталкиваемся от всего вышеперечисленного, но ставку делаем на свою интуицию. Весь год мы ищем артистов, которые несут в себе новую музыкальную энергию, и бережно помещаем их в уникальные пространства дворянских гнезд, вновь открывая их для публики.

Следите ли Вы за другими российскими фестивалями? Черпаете ли Вы у них какой-то опыт? Или же стараетесь равняться преимущественно на зарубежных коллег?

Мы внимательно следим за тем, что делают коллеги и в России, и за рубежом, часто ездим на шоу-кейсы, форумы. Мы очень хорошо разбираемся в музыкальных тенденциях. Судя по тому, что фестиваль остается интересен через 14 лет после основания, мы делаем это не зря.

Обращаетесь ли Вы за мнением к публике фестиваля и подписчикам в социальных сетях, когда дело касается выбора артистов, исправления организационных недочетов и прочих предложений по улучшению «Усадьбы Jazz»?

Безусловно, нам очень важна обратная связь со слушателями. Мы также устраиваем анкетирование и всегда активно изучаем тенденции.

Анализируя получаемую от посетителей и подписчиков информацию, можете ли Вы сказать, что джаз интересен широкой аудитории?

Джаз никогда не был интересен слишком широкой аудитории, но у него достаточно поклонников. И сейчас джаз переживает новые коллаборации и изменения.

Что можно сказать о российской джазовой музыке? Чем она отличается от джаза любой другой страны?

У нас нет таких ярких отличительных особенностей, как, например, в скандинавском джазе, который известен своей отстраненностью, рефлексией, самоуглубленностью. Возможно, наш джаз позаимствовал многое из традиции русской классической музыки. Но мне кажется, наиболее интересные вещи делаются на стыке джаза и фольклора.

У нас в России большая история джаза, но немногие знают об этом. И очень хорошее образование, хорошие учителя. Если всем перестать смотреть телевизор и не лениться искать информацию, то можно обнаружить массу интереснейшей музыки у нас в России.

Удается ли коллективу ArtMania (агентство Марии, работающее в сфере музыкального менеджмента – прим. авт.) способствовать популяризации джаза и околоджазовой музыки в нашей стране?

Мы едва ли не единственная крупная площадка для выступления перспективных джазовых музыкантов сегодня – особенно в регионах. Мы заинтересованы в развитии сцены, проводим конкурсы для талантливых музыкантов, ищем новые имена, которые можно показать и за рубежом. Недавно помогли с концертом в Брюсселе LRK Trio пианиста Евгения Лебедева. Также я провожу ежемесячные квартирники, где каждый раз показываю новые проекты. За 14 лет существования ArtMania мы провели десятки фестивалей и привезли сотни музыкантов. Так что, пожалуй, получается.

«Иногда важно все выключить, остаться в абсолютной тишине»

Хочется узнать немного больше о человеке, подарившем нашей стране такой прекрасный музыкальный фестиваль – о Вас. Мария Сёмушкина – какая она?

Верная своим идеалам, ищущая, немного отчаянная, смелая, любящая по-настоящему всем сердцем хорошую музыку. Фактически, я – хранитель определенного музыкального мира. У меня есть к нему ключи. Мне важно оберегать это пространство и совершенствовать. И еще так сложилось, что через меня проходит очень большой музыкальный поток и чтобы соответствовать – нужно все время развиваться и двигаться вперед.

Как получилось, что Вы перешли из журналистики в event-менеджмент и решились через какое-то время основать свое агентство?

Мне всегда хотелось знакомить людей с новой музыкой, и довольно быстро я поняла, что это проще делать, если организовываешь концерты сама. Очень хороший опыт удалось получить в Посольстве Франции, где я устраивала самые разные мероприятия, продвигающие французскую культуру: концерты, фестивали кино. Ну, а следом возникла идея фестиваля «Усадьба Jazz» и агентство. Так сложился момент, и моя задача была не упустить этот шанс, слишком велика была ответственность. Приходилось всему учиться по ходу, приобретать опыт, набивать шишки.

Что Вы можете назвать своим самым большим профессиональным достижением на данный момент?

То, что Усадьба Jazz в следующем году отметит 15 лет и пользуется прежним интересом не только в Москве, но и в Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, горных курортах Сочи и других городах.

Не хотели бы Вы сами стать музыкантом?

Мне бы хотелось, наверное, в следующей жизни. А в этой мне достаточно того, что меня окружает музыка.

Какие музыкальные стили и жанры доминируют в Вашем плейлисте?

Я люблю самую разную музыку. За исключением, может быть, откровенной попсы и тяжелого рока, металла, хип-хопа. Сейчас я с удовольствием слушаю многих артистов, которые выступят в этом году – русскую певицу Manizha, альбом Nils Peter Molvaer Buoyancy, Raul Midon.

Если бы Вас попросили составить список исполнителей – вообще и джаза в частности – с пометкой «обязательно к прослушиванию», кого бы Вы туда включили?

Этих музыкантов очень много. Сейчас я назвала бы, пожалуй, французского трубача Ибрагима Маалуфа, певицу Лауру Мвулу, и, конечно, Рауля Мидона и Эстер Раду – эти артисты будут в этом году на фестивале в Москве.

Вы уже упоминали еще один свой проект – «Квартирник у Сёмушкиной». Он начинался буквально с посиделок в Вашей квартире, а вырос в большой и красивый формат с живыми джемами и радиотрансляцией на «Радио Культура» – как произошла такая эволюция, что и кто ей способствовали?

К нам стало приходить все больше друзей и интересующихся музыкой людей, и мы поняли, что надо расширяться. На самом деле, очень многим людям не хватает атмосферы «Усадьбы Jazz» в течение года – квартирники это компенсируют.

Чем должны удивить Вас артисты, чтобы Вы пригласили их выступить на «Усадьбе Jazz» или в «Квартирнике»?

У них должна быть собственная энергия, индивидуальность и профессионализм – это самое главное. Стиль музыки, в котором они работают, не так важен.

Если посмотреть на Вашу активность в социальных сетях, можно сделать вывод, что музыка окружает Вас каждый миг жизни: дома, на работе, в командировках и даже на отдыхе. Не устаете ли Вы от такого обилия звуковых впечатлений?

Нет, потому что это почти всегда хорошая музыка. Хотя иногда важно все выключить, остаться в абсолютной тишине. Или просто быть с детьми, общаться с друзьями. Еще я очень люблю ходить в лес, просто слушать природу.

Вы очень трепетно пишете о своих близких. Как Вам удается находить баланс между активной работой и заботой о семье и детях?

Мне удалось научиться управлять своим временем таким образом, чтобы уделять внимание не только работе, но и семье. Это, в конце концов, самое важное. Детская программа на «Усадьбе Jazz» появилась именно потому, что я не нашла в России музыкальный фестиваль, куда хочется сходить с детьми.

А еще, что касается детей: конечно, я много путешествую и много работаю, но вечера я стремлюсь всегда проводить с детьми. И в то время, когда мы вместе – почаще обнимать друг друга!

Евгения Троицкая, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.