Нелли – жена известного классического и джазового пианиста, продюсера Даниила Крамера. Они познакомились в студенческие годы, когда Даниил был студентом «Гнесинки», а Нелли молодым художником-графиком. Они вместе уже 31 год. О том, каково это быть — женой известного музыканта, о связанных с этим обстоятельством сложностях и присущих радостях, побеседовала с Нелли корреспондент MUSECUBE.Нелли, не бывает мужчины без женщины, а женщины без мужчины. Почему карьера вашего мужа Даниила Крамера столь удачно сложилась? В чем ваша заслуга?
Мой муж самодостаточный и самостоятельный человек. Когда он в состоянии решить какой-то вопрос сам, я никогда не вмешиваюсь. Реагирую только тогда, когда он сам просит совета. Еще в начале нашей семейной жизни был один из эпизодов, когда ему пригодилась моя помощь.
Возможно, читательницам вашего журнала непонятно, какую роль в советские времена играл Комсомол. В те времена фраза «комсомол сказал, значит надо» звучала как приговор. На пятом заключительном курсе Даниилу как подающему надежды пианисту не предложили, а приказали поехать выступать на концерт на очередном съезде ВЛКСМ в Павлодаре, а ему предстояла подготовка к защите диплома. Перед ним встал жесткий выбор. Либо «брать под козырек» и тратить несколько дней на поездку, либо заниматься подготовкой диплома. И то, и другое все вместе не представлялось возможным.
Педагог Даниила был категорически против этой поездки. И Даниил метался, не знал, что делать. Я его тогда успокоила и напомнила, что концертов может быть много, а диплом и обязательства перед педагогами важнее. Мы решили наплевать на все страхи и готовиться к диплому. В итоге пианист Даниил Крамер стал дипломированным специалистом, блестящим выпускником Академии им. Гнесиных. И удивительным образом нам ничего за это не было!
Но ведь именно вы показали Даниилу джаз, пригласив его на концерт Леонида Чижика? До этого концерта его представления о джазе были размытыми?
Это еще до меня было с другой его знакомой. Но вы правы, без вмешательства женщины тут не обошлось. (Улыбается).
Очень часто жены музыкантов работают директорами, пиар и концертными менеджерами своих мужей. А у Вас как?
Можно сказать, что я работаю личным помощником пианиста и продюсера Даниила Крамера. Я всегда на телефоне, отслеживаю почту, всегда должна моментально реагировать и быть на связи. Поддерживаю расписание Даниила, потому что эту работу ему делать некогда или просто не хочется. Занимаюсь в его отсутствие всеми его делами, связанными с его творческой деятельностью, кроме музыки, конечно (улыбается).
Для такой деятельности надо иметь неплохое экономическое и юридическое образование, или хотя бы быть знакомой с основами хозяйственной деятельности. А вы по образованию художник. Как у вас это получается?
Дело в том, что я из творческой семьи. Мои мама и папа тоже были художниками. Я с детства знакома с проблемами художественного творчества, жизнью на фри-лансе. Самое тяжелое в моей жизни – режим нон-стоп. Иногда приходится работать днями и ночами, никогда нет возможности выключить телефон, это процесс бесконечный, внезапные изменения планов, отношения с людьми, связанные с работой мужа…
Это правда, что ваш муж придерживается библейского принципа иди, куда зовут, и никогда не отказывает гастрольным организаторам, даже если гонорар небольшой, а до площадки добираться 450 км на не лучшем автомобиле по раздолбанным дорогам в -30°?
Я бы с удовольствием поддержала Даниила в этих ужасающих поездках. Но не всегда концертные организаторы, а в случае с моим мужем это в основном государственные структуры, филармонии, готовы нести дополнительные расходы. Билеты очень дорого стоят в последнее время. И у меня всегда сердце не на месте, пока я не получу смс-ку от мужа, что он долетел или доехал и что все в порядке. Востребованный музыкант всегда много путешествует, даже слишком много, и всегда перемещения связаны с риском, особенно в условиях России. Это, поверьте, очень тяжело! Если у неподготовленной к такой жизни девушки есть возможность выбирать, за кого выходить замуж, стоит подумать о кандидатуре человека с профессией, не обремененной длительными и далекими командировками.
Ревнуете ли вы мужа к музыке?
Даниил сразу предупредил меня: «Для меня музыка – это главное». Помню, что я была обижена и страдала от этого заявления. Представьте себе, мужчина делает вам предложение вот с такой оговоркой. Но со временем я поняла, что это действительно так. Для мужчины очень важно иметь любимое дело и работу. От этого и зависит его отношение к семье. В случае с Даниилом, музыкантом такого таланта и масштаба, это совершенно естественно. Такую установку надо принять, а не сопротивляться ей. И с годами мне, кажется, это удалось.
Нелли, на мой взгляд, одна из самых больших сложностей замужества за артистом заключается в том, что он не принадлежит тебе одной. Его любят тысячи других женщин, и эта любовь им нужна. Как вы справляетесь с собственническими инстинктами?
Это необходимый атрибут жизни и творчества музыканта, любовь и восхищение его талантом многими людьми. Если уже я сделала свой выбор, то надо воспринимать работу мужа в комплексе и вкупе с этим фактом (улыбается). С годами приходишь к выводу, что, если нет женского внимания и любви как к артисту, то это плохо. Показатель такого внимания означает, что есть несомненная харизма, связанная с ним самим и с магией его исполнительского искусства.
Большая часть дохода музыканта не доходит до семейной корзинки, а вкладывается в клипы, уход за собой, костюмы, дорогую ежедневную одежду. В некоторых музыкальных семьях на это уходит 70% дохода музыканта. Вы уже привыкли?
Слава богу, что мой муж занимается не эстрадной, а некоммерческой музыкой. У нас нет культа вещей в семье. У меня есть все необходимые аксессуары для того чтобы произвести впечатление и выйти в свет, но мы не зациклены на этом. Любители джаза и классики хотят в первую очередь видеть на сцене личность.
Очень часто дети в творческих семьях обделены внимание отца, а иногда и обоих родителей, их воспитывают бабушки и дедушки, или воспитатели и педагоги в интернатах. Есть ли у Анны, вашей дочери, обида на папу? Ведь Даниил проводит на гастролях не менее 200-х дней в год.
Даниил, к моему счастью, не относится к типу мужчин, которые оставляют воспитание детей своим близким. Он с удовольствием занимался дочкой с ее младенческих лет. Играл с ней и готовил ее к школе в свободное время. И до сих пор, в те редкие дни, когда у него есть возможность побыть дома, общается с ней практически на любые темы.
Музыканты очень импульсивные люди. Не раз замечала, что они готовы предложить руку и сердце в первый же день знакомства. Просто понравилась, и все.
Не стоит относиться к сказанным в первый день знакомства словам любого мужчины, тем более творческого человека, всерьез и с полным доверием. Женщина для них это предмет восхищенного созерцания, как, например, произведение искусства или красота природы. У творческих людей особый взгляд. Они живут в нашем и не нашем мире одновременно. Они могут разговаривать с вами и думать о своем, пребывать в своем художественном внутреннем пространстве. Зачастую, вы для них нечто вроде необходимой части жизненного комфорта.
А как же можно жить с таким отношением к себе? Я – объект природы?
Ну, они иногда возвращаются со своих далеких планет и тут надо оказывать им помощь в реальном мире (улыбается). Если есть уверенность, что ты как женщина и жена находишься с человеком, у которого сложный, интересный, увлекающий и тебя жизненный путь, то многие личные претензии уходят на задний план.
Что хранит ваш брак так много лет?
Глубокое душевное стремление идти навстречу друг другу несмотря ни на что. И такт! Я никогда не решаю за мужа те вопросы, которые он может решить сам, но всегда прихожу на помощь, когда он просит помочь. Очень часто при стремительном росте карьеры и материального благополучия успешные творческие люди отказываются от старых верных жен. В первую очередь, потому что они слишком много знают и обладают слишком хорошей памятью. Не всегда нужно воспоминание о прошлом (улыбается). Мы с Даниилом очень разные люди и по характеру, и по темпераменту. Есть много общего, особенно любим путешествовать вместе. Поругаться с Даниилом очень сложно – до концерта нельзя делать критических замечаний, у артиста может ухудшиться настроение, и он плохо сыграет.
А когда можно? В перерыве или после концерта?
Никогда нельзя! Ни до, ни во время, ни после! Так как творческий процесс у мужа постоянный, то приходится контролировать свои эмоции и требования к нему. Со временем я научилась находить моменты, когда с ним можно поговорить «по душам». Но это бывает очень редко. Так что, как говорят на Руси, молчание золото.
Дарья Белецкая, специально для MUSECUBE
Добавить комментарий