«Последнее испытание»: Без любви невозможно никакое созидание

21 мая на сцене ДК МИИТ прошёл последний в сезоне показ гастрольной версии фэнтези-мюзикла «Последнее испытание». Вновь увидеть любимых героев зрители смогут уже осенью. После спектакля мы встретились с Русланом Герасименко и Еленой Ханпирой — исполнителями главных ролей, а также режиссером постановки и либреттистом соответственно — и расспросил их об истории создания мюзикла и планах на будущее.

— Расскажите вкратце о сюжете мюзикла и его основном посыле. pi

Елена: В центре сюжета стоит маг Рейстлин Маджере — обаятельный персонаж, сочетающий в себе ум, харизму, волю, проницательность – и в то же время цинизм и властолюбие. Это человек, озлобленный против всего мира, не верящий в любовь и добившийся высшей степени мастерства ценой потери многих человеческих качеств. Он желает стать богом и получить тотальный контроль над всем живым. Им движет, на мой взгляд, страх перед бессилием, перед смертью. Чтобы стать богом, Рейстлину нужно проникнуть во врата Бездны и сразиться с заточенной там Владычицей тьмы, с которой его связывают очень непростые отношения — давняя вражда и одновременно зависимость друг от друга. Именно по вине Такхизис маг склонился к темной стороне. На пути Рейстлина встает светлая жрица Крисания. Она должна противостоять Рейстлину, но он ловко манипулирует ее сознанием и в итоге превращает из противника в союзницу. Крисания начинает слепо следовать за ним, ведомая гордыней и убежденностью в том, что она сможет исправить Рейстлина, вернуть к свету. Магу жрица тоже небезразлична, но он боится любви, боится зависимости от женщины. Между любовью и властью он выбирает последнее, использует Крисанию в своих целях и бросает ее умирать. Такая вот сказка о Красавице и Чудовище «наоборот»: Красавица не спасает Чудовище, а служит его целям. Рейстлин добивается своего: восходит на Пьедестал Богов и получает в свое распоряжение… погибший мир. Ведь мало завладеть миром, нужно быть его творцом, вдыхать в него жизнь. А тот, кто отказался от сердца, не способен творить. Основная мысль мюзикла заключена в финальной песне — «Властелин Ничего». Без любви невозможно никакое созидание. Отказ от чувств, отказ от любви означает духовную смерть. Человек, который пытается из страха за свою жизнь отказаться от всего живого в себе, себя же и убивает. Убивает в себе бога.

Мы назвали мюзикл «Последнее испытание», потому что у каждого персонажа есть свой психологический и даже нравственный изъян, и каждый из них должен пройти через свою точку невозврата, через определенное испытание. И либо сломаться, не выдержав его, либо вырасти, перейти на новый уровень. Именно поэтому в мюзикле есть два финала: один тот, который вы сегодня видели, где герои не прошли свои испытания и получают последствия своих поступков; и альтернативный, где они берут ответственность за содеянное, и им дается возможность изменить ситуацию. Каждая версия по-своему интересна.

— Всем известно, что у мюзикла есть литературная основа. Расскажите о ней.

Елена: Это известная серия книг «Сага о Копье». Там большое количество сюжетов, мы взяли лишь небольшой фрагмент. Хотя «Последнее испытание» и названо фэнтези-мюзиклом, нас интересовал не сказочный антураж, а философская сторона истории, которая могла бы произойти в любых декорациях.

— Каким был процесс создания мюзикла?

Елена: История создания мюзикла уходит корнями на много лет назад в ролевые игры, в которых я и композитор Антон Круглов играли главных персонажей этой истории — Рейстлина и Крисанию. Примерно тогда же я написала песню «Судьба». Что самое интересное, она относилась к концовке сюжета. И с нее все началось. Антону моя песня понравилась, и он предложил сделать целый цикл. Так, потихоньку, в течение нескольких лет мы записывали песни. У них сразу появился круг поклонников, который неуклонно рос — сотни, тысячи, а затем и десятки тысяч. Антон за это время стал звукорежиссером, поэтому запись велась в профессиональной студии, и все было серьезно. Мы записывали себя (у Антона великолепные вокальные данные), приглашали в проект хороших знакомых. Федор Воскресенский из группы Tintal у нас перевоплотился в Короля-Жреца, Хелависа исполнила партии Такхизис, владычицы тьмы. Аудиоверсия была издана в 2009 году, хорошо разошлась, и наша популярность возросла еще больше. «Последнее испытание» уникально тем, что первым из подобных проектов раскрутилось исключительно в Интернете. Наберите в любом поисковике наше название — и вы увидите, сколько людей приобщилось к проекту за эти годы, сколько было сделано фан-артов, косплеев, любительских постановок. Так как работа над мюзиклом велась десять лет, те, кто впервые услышали наши песни еще школьниками и студентами, сейчас уже обзавелись семьями и приводят на представления своих детей. И это здорово!

— Почему же работа над мюзиклом велась так долго?

Елена: Технические возможности у нас были, но недоставало опыта. Многие вещи мы просто не могли сделать в начале пути, например, песню «Детство». Это длинный монолог Рейстлина, очень сложная композиция, настоящий вызов для авторов. Мне, как либреттисту, нужно было вместить в песню огромное количество нужной информации, а Антону — придать ей должное музыкальное оформление. Я очень рада тому факту, что не была профессиональным либреттистом, когда начинала работу над сюжетом и текстами песен, потому что это помогло избежать излишней академичности, формализма и придать постановке свежесть. Конечно, есть мюзиклы, на которые мы ориентируемся, например, нам очень нравятся «Норд-Ост» и «Иисус Христос — Суперзвезда». Но для нас это образцы прежде всего в отношении искренности и оригинальности. Мы никогда не занимались слепым копированием. «Последнее испытание» — исключительно самобытная постановка.

— Руслан, расскажи, как ты попал в проект?

Руслан: В «Последнее испытание» я попал по кастингу, объявления о котором были вывешены в «ВКонтакте» и на сайте Акмодаси. В тот момент я, как любой профессиональный артист, был занят поиском работы: съёмок, театральных постановок и так далее. (Улыбается). Отправлял по 10 — 20 заявок в день. Так получилось и с «Последним Испытанием». Я заполнил анкету и выслал ее Антону Круглову. Мне ответили, попросили прислать демо. Ну и закрутилось. Я выучил три песни из кастинг-пакета и поехал на пробы, прошёл первый тур, прошёл второй, который отсматривал уже сам режиссёр, и в итоге попал в проект. Сначала Антон рекомендовал меня на роль Карамона, брата Рейстлина, но Полина решила, что я буду играть темного мага. С «Последним испытанием»до этого я был незнаком, поэтому для меня все было новым — и история, и сама вселенная, в которой происходит действие, и музыка.

— Почему у»Последнего испытания» появилась гастрольная версия?

Елена: Первоначально мы заключили договор с Полиной Меньших. Эта постановка на тот момент отличалась определенной камерностью. И, как кто-то заметил, чтобы ее понимать, надо было прочесть книги. Кстати, многие это делают, послушав аудиоверсию или сходив на спектакль. Так вот, существует различие на уровне либретто — у Полины есть фрагменты, которых нет у нас, и наоборот. Кроме того, столичная постановка принципиально не выезжает. Нашей же задачей было сделать именно гастрольную версию мюзикла, ведь у «Последнего испытания» большое число поклонников в других городах, и не все могут позволить себе приехать в Москву, чтобы посмотреть спектакль. Руслан больше года играл Рейстлина в первоначальной постановке, но потом у него созрело свое видение спектакля, он начал слышать и видеть мюзикл по-новому. Я ему предложила срежиссировать свою версию «Последнего испытания».

Руслан: Понимаешь, для большинства артистов, которые заняты в постановке Полины Меньших, участие в ней является скорее хобби, чем источником заработка. Когда я узнал, что спектакль будет идти в Москве не чаще, чем два раза в год, не скрою, остался обескураженным, так как достаточно сильно рассчитывал на этот проект. Тогда мы с Еленой и Сергеем Поляковым решили сделать альтернативный существующему спектакль — гастрольный вариант. Мы предложили это Антону. Не могу сказать, что он загорелся этой идеей, но свое добро дал. Ну а результат вы только что видели на сцене. (Улыбается).

Елена: Результатом нашей работы стала постановка, которая сама по себе довольно мобильна — без статичных декораций, с небольшим балетом. У нас, кстати, есть и версия для клубов. Мы недавно выступали в Ярославле, и там, на маленькой сцене, отыграли полноценный спектакль, без балета и декораций, силами одних только певцов. Подобного драйва мы, наверное, никогда не давали. (Смеётся.) Зрители были максимально близко к сцене, артисты выходили в зал — получилось очень ярко и интерактивно. Это информация на заметку владельцам клубов, которые хотели бы увидеть нашу постановку, но опасаются, что, например, балет не уместится на их сцене. (Улыбается).

— Руслан, какую идею ты закладывал в свою постановку, что хотел донести до зрителей в первую очередь?

Руслан: Я не могу сказать, что придумал что-то совсем новое. История-то о чем? Человек, идущий к своей цели, жертвует ради нее братом, любовью, человеческими взаимоотношениями. Он нисколько не сожалеет о содеянном, но в итоге теряет все. Это написано в литературном первоисточнике, но я постарался вытащить наружу именно философский подтекст истории, сделать акцент на нем.

— Какие у тебя были художественные задачи?

Руслан: Во всем, что мы делаем, мы всегда ориентируемся на свой опыт. У меня за спиной не один мюзикл, и в каждом из них упор делался на драматическую линию. То же самое происходит и в «По-следнем испытании». Также я постарался сделать очень однозначное художественное оформление — у нас получился черно-белый спектакль, черно-белый мир. Что касается персонажей, все они вышли очень очеловеченными, со своей мотивацией, со своими оправданиями.

— Насколько сильно отличается либретто от оригинального текста? Вносили ли что-нибудь свое?

Елена: Вносили, конечно. Адаптация сюжета неизбежна, и я считаю, что мы даже улучшили его, углубили. В книге, например, довольно упрощенный образ Короля-жреца, у нас же он один из главных героев. Крисания тоже гораздо более активна, чем в первоисточнике. Как отметил Руслан, задачей было подчеркнуть философскую составляющую. И, кстати, альтернативный финал как раз ближе к оригинальному тексту.

— А писать вторую часть не думали? Раз есть такой материал в виде этой саги?

Елена: Нас многие спрашивают об этом! (Улыбается). Но нет, все закончилось, все, что мы хотели сказать, мы сказали. Я считаю, что автор должен вовремя остановиться. Нужно уметь вовремя сказать «Я закрываю книгу Бытия». (Улыбается). pi1

— Руслан, ты играешь Рейстлина, очень неоднозначного персонажа. Тяжело было вжиться в эту роль?

Руслан: Один из главных законов драматического актера гласит, что нельзя играть однозначность. Все-гда, если ты перевоплощаешься в плохого персонажа, ищи в нем хорошее, и наоборот: из положитель-ного постарайся вытащить все отрицательное. Если отбросить всю фентезийность произведения, пе-реложить его на наше время, оставив только мотивы Рейстлина, то мы получим историю человека, который идет к своей цели, и ее достижение ставит превыше всего. И мне в какой-то мере это близко. Актёрское призвание предполагает жертвенность, и часто приходится выбирать: либо профессия, либо все остальное. И иногда — у меня, по крайней мере, — профессия перевешивает. Я нисколько не оправдываю его предательства, но в некоторых вопросах понимаю Рейстлина — почему он отрекается от любви. Он считает, что чувства могут помешать ему достичь цели. В жизни порой всем нам приходится обрывать какие-то взаимоотношения, чтобы двигаться дальше.

— Руслан, несколько вопросов к тебе как к режиссеру. Как подбирались актеры для гастрольной версии «Последнего испытания», и по какому принципу строятся твои с ними взаимоотношения?

Руслан: Половина труппы перешла к нам из постановки Полины Меньших — Вера Зудина, Женя Егоров, второй исполнитель роли Рейстлина… Но есть и новые лица, которые привнесли в спектакль много интересного. Артиста для Карамона, брата главного героя, например, очень долго искали. А в роли Даламара я изначально видел Сережу Смолина. И предлагал его Полине, но тогда не сложилось. А когда мы начали работать над гастрольной версией, то я не колеблясь позвал Сережу к нам. Что же касается взаимоотношений с актерами… Я ведь сам работаю на сцене как актёр, говорю с ними на одном языке и всех их очень сильно люблю. У нас присутствует некое панибратство, и это, конечно, порой мешает в работе, потому что где-то я не могу жестко надавить на них. (Улыбается).

— Каково же тебе одновременно быть главным действующим лицом и режиссером спектакля?

Руслан: Это изначально неправильно. Надеюсь, что мы в скором времени исправим эту ситуацию, и я уже не буду выходить на сцену как актер. Причина проста: сцены, где меня нет — а таких в спектакле достаточно мало — более-менее выстроены. А те, в которых я задействован, к сожалению, остались без моего взгляда со стороны, и мне как актеру крайне тяжело понимать, правильно ли все я делаю, то ли я играю. Это очень мешает.

— Если отбросить рациональные соображения, тебе жалко будет уходить с роли Рейстлина?

Руслан: Я буду скучать, это точно.

— В каких городах уже состоялись показы «Последнего испытания» и какие планируете посетить в новом сезоне?

Елена: На данный момент мы отыграли спектакли в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле и Екатеринбурге. В новом сезоне уже запланировано шоу в Ростове, потом опять возвращаемся в Новосибирск. Кстати, еще был спектакль в Минске, так что мы фактически выезжали за границу. (Улыбается). Силами поклонников мюзикл уже переведен на немецкий язык, ведется перевод на английский — в Facebook’е есть сообщество людей, серьезно занимающихся этим, их курирует Ирина Круглова, жена Антона. Некоторые энтузиасты-американцы учат русский, чтобы понимать «Последнее испытание», участвуют в переводе. Поэтому потенциально мы способны выехать и за границу, нужно только выучить английский текст. (Смеется).

— Каким вы видите будущее спектакля и какие у вас творческие планы на ближайшие годы?

Руслан: Будущее спектакля мы видим только в постоянном развитии — новые горизонты, новые зрители, новые площадки.

— Руслан, есть ли у тебя творческие планы, не связанные с «Последним испытанием»?

В первую очередь, постановка мюзикла для всей семьи по мотивам «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина. Его автор — талантливейший композитор из Одессы, Ев-гений Александрович Лапейко, к сожалению, ныне покойный. Он написал множество замечательных произведений: мюзиклы «Степан Разин», «Вий», «Пеппи»; рок-оперы «Девушка и Смерть», «Ариадна». Последней его работой были песни к музыкальному спектаклю «Приятного аппетита, тигр» по сказке Дональда Биссета. Работа над мюзиклом ведётся практически той же командой, которая задействована в «Последнем испытании», и ее плоды, я надеюсь, мы представим публике к Новому Году. Кстати, на краудфандинговом портале planeta.ru на днях стартовал сбор средств на декорации к спектаклю, так что каждый может поучаствовать в создании «Сказки». Для наших акционеров мы подготовили очень интересные лоты!

— Елена, а как насчет твоей деятельности вне мюзикла? Есть ли новости касательно «Тол Мириам» и других проектов?

Елена: Я целиком погрузилась в «Последнее испытание» на два года и отложила все остальное, только иногда что-то записываю и выкладываю в сеть. Я очень скучаю по своим сольным концертам, и у меня уже есть планы начать студийную работу над новыми песнями вместе с Антоном Кругловым. А там, надеюсь, и до выступлений дойдёт.

— Насколько я понимаю, то, как зал благодарил сегодня актеров «Последнего испытания» на последней песне, очень вдохновило вас?

Руслан: Да, конечно! Хотим лишний раз передать поклонникам «Последнего испытания» наши искренние слова благодарности. У нас замечательная аудитория. Каждый раз, когда мы чувствуем отдачу из зрительного зала, видим море цветов, подарков, портретов, которые делают наши талантливые поклонники, это очень сильно вдохновляет, подбадривает и мотивирует к дальнейшим действиям.

Михаил Степанов, специально для MUSECUBE

За подготовку и организацию интервью благодарим Agnihotra Shivani

Автор фото — Екатерина Типанова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.