Томми Эммануэль: «Думаю, я счастливый человек. Я занимаюсь тем, что люблю»

Гитарист-виртуоз из далекой Австралии, Томми Эммануэль, который скоро отметит свой шестидесятилетний юбилей, готовится посетить Россию в рамках своего нового тура. Томми — человек, полностью погруженный в музыку, влюбленный в гитару. В интервью он рассказал нам о своей любви к творчеству, поделился отношением к своей семье, вспомнил детали из детства.

— Томми, когда вы сочинили свою первую мелодию и помните ли ее до сих пор?

— Тогда мне было около десяти лет, и сейчас я уже забыл ее. Но знаю, что моя сестра все еще немного помнит ее. На самом деле, я не писал серьезных композиций вплоть до позднего подросткового возраста. Для меня было важно больше изучать технику сочинения музыки и постигать азы игры сложных композиций для того, чтобы я мог понять, что лежит в основе хороших песен, поэтому, думаю, мне было необходимо приобрести какой-то опыт и знания перед тем, как я смог сочинить нечто запоминающееся и уникальное.

— Я знаю, что ваша игра на гитаре совершенна, однако, вы сами себя критикуете, говоря, что многие гитаристы играют намного более умело вас. Что вы делаете сейчас, чтобы добиться желаемого уровня, достигнуть совершенства?

— Я не переставая, работаю над своими возможностями, потому что без них невозможно выразить музыку. Чтобы играть хорошо, и более того, чтобы играть с чувством, необходимо обладать определенными способностями. Поэтому я всегда тренирую свои навыки. Желание постоянно учиться и совершенствоваться в чем-либо – невероятно ценно. Так вот я и живу – я всегда стремлюсь к самосовершенствованию.

— Как часто вы можете ошибиться во время своей игры? И что вы чувствуете, если делаете ошибку во время выступления на сцене перед тысячами зрителей? Например, если попадаете «мимо нот»?…

— В целом, если я делаю ошибки, я мастерски их скрываю, и зритель никогда меня на этом не «поймает». Обычно это происходит, если я чувствую некую усталость или «улетаю мыслями» куда-то… Если я позволяю себе задуматься о чем-то во время исполнения, я вдруг резко осознаю, что я не погружен в песню на 100% и быстро возвращаюсь к ней. Такое случается, когда я чувствую себя уставшим. Когда же я расслаблен и спокоен, все мое сознание сосредоточено на музыке, и, тогда я стараюсь играть настолько хорошо, насколько могу. Не думаю, что кто-то достиг в этом совершенства, но, важно прикладывать все свои усилия и способности, и если тебе светит удача, как, например, мне, людям будет нравиться то, что ты делаешь. А это означает, что у тебя все получается.

— Какое самое необычное место, где вы давали концерт?

— Самое необычное?.. В открытой пустыне Африки. Я отправился в Восточно-Африканскую рифтовую долину в Кении, где играл для полукочевого коренного народа масаи. Я взял с собой генераторные усилители и играл для масаев прямо под звездным небом перед большим костром.

— А какая у них была реакция на музыку?

— Они танцевали, было видно, что им нравится. И не только им. Все их животные, коровы, козы и им подобные, и даже собаки – все носились вокруг и издавали разные звуки.

— Вы начали постигать искусство игры на гитаре в возрасте четырех лет.

— Да.

— Обычно в этом возрасте большинство детей едва могут рисовать простые картинки, не говоря уже, о том, чтобы играть на сложном музыкальном инструменте. Скажите, а интересовали ли вас тогда привычные детские развлечения? Или вы проводили все свое детство, изучая гитару?

— Мы с братьями и сестрами играли в игры, как и другие дети, но в то же время, мы были музыкантами, и играли на инструментах, потому что мы по-настоящему это любили. И больше всего, нам нравилось, развлекать людей вокруг, скрашивая их досуг. Да, так все и было. Конечно, я занимался и другими вещами. Как любой ребенок, я катался на велосипеде, любил купаться, ходил на рыбалку. Еще я учился мастерить что-то своими руками, например, мне всегда нравилось возиться в машинах, потому что мой отец был механиком, и мы вместе работали с моторами, занимались ремонтом автомобилей и все такое. Мне это безумно нравилось. И параллельно с этими занятиями я всегда находил время для игры на гитаре.

— А стал ли кто-то из вашей семьи таким же известным, как вы?

— Нет. Моя семья всегда предпочитала вести спокойный образ жизни, они совсем на меня в этом не похожи. Я вот без конца путешествую, в то время как, члены моей семьи рады тому, что им не нужно постоянно куда-то ездить.

— Томми, вы лично знакомы со многими невероятно талантливыми гитаристами. Как вам кажется, что общего между ними? Может быть, они обладают какие-то схожими чертами характера, обретенными в ходе музыкальной карьеры, или другими особенностями, в которых они схожи? Что их объединяет?

— Все гитаристы, которых я знаю, с которыми мне нравится играть, они все испытывают любовь к музыке. Мы всегда в поисках хорошей музыки. Но мне не интересно играть с теми, чье качество игры ниже, даже если они, в отличие от меня, так не считают. Вообще, хороший музыкант – тот, , чей выбор песен и сами песни достаточно хорошо. Поэтому когда я играю с теми, кто соответствует этому критерию, мне всегда с ними легко, потому что мы стараемся изо всех сил и с особым внимание подходим к выбору композиций для исполнения.

— Как вы думаете, возможно ли научиться игре на гитаре самостоятельно, без учителя? Могут ли результаты быть такими же продуктивными, как если заниматься с музыкальным тренером?

— Сам я никогда не брал частных уроков, я постепенно учился у всех, кого встречал. Я наблюдал за людьми, а они, в свою очередь, время от времени охотно помогали мне. Но сейчас, когда у нас есть сеть Интернет с колоссальным объемом информации, легко можно найти все, что угодно, и всему научиться самому. Однако, хороший учитель, действительно, дорогого стоит, потому что он может не только вдохновить, но и показать все самое лучшее, что можно «выжить» из инструмента. Многие хотят стать богатыми и знаменитыми, забывая о том, что, в первую очередь, музыкой занимаются постольку, поскольку любят ее. Но если вы неплохо зарабатываете на жизнь с помощью музыки, что ж, вы должны быть очень благодарны за это. Значит, вы удачливый человек.

— Во время вашего пребывания в Москве и других городах России в этом году, планируете посетить какие-нибудь интересные места, погулять?…

— Я всегда этим занимаюсь. Я всегда выбираюсь из отеля и отправляюсь на прогулку, где бы я ни был. Например, в прошлый раз, когда я был в Санкт-Петербурге, у меня была возможность совершить небольшой речной круиз по Неве и осмотреть город со стороны реки. Это было потрясающе!

— А что насчет Москвы?

— Я много где побывал в Москве, включая, Красную площадь, конечно же. Также был в Подмосковье. А сам город – он так огромен, это великолепное место!

— А что вы думаете о русских людях? Может, что-то вас особенно восхищает?.. Нам интересно послушать мнение иностранца.

— Думаю, русские страстно любят музыку, и, я уверен, в России много великолепных музыкантов. Ваша музыка дышит вашей культурой. То же можно сказать о театре, и о вашем искусстве в целом. Оно действительно отличается от искусства других стран. Создается впечатление, что вы крепко держитесь за свою культуру. И конечно, в России рождается много прекрасной музыки.

— А как, по вашему мнению или ощущению, звучит русский язык?

— У него особенное звучание. Видите ли, так как я музыкант, я слушаю ритм в языке, и русский язык, определенно, имеет особый ритм. Еще, когда разговаривает мужчина, мне кажется, речь звучит немного агрессивно, а когда женщина – нет. Я только недавно вернулся из Италии, где все болтают очень быстро и используют много жестикуляции… Таковы уж итальянцы. А у вас люди, дружелюбны и всегда приятно с тобой общаются. Я ни капли не понимаю по-русски, однако у меня никогда не возникало проблем в общении с вами.

— А какие языки вы знаете?

— Я немного говорю по-тайски и по-японски. Моя жена из Кореи, поэтому я еще и корейский немного знаю. Вообще, я всегда стараюсь выучить слово «спасибо» на местном языке, в какой бы стране я ни находился. Я всегда говорю публике «спасибо».

— А вы путешествуете с женой?

— Обычно да, но сейчас у нас пополнение в семье…

— Мои поздравления!

— Спасибо! Девочку зовут Рэйчел, ей 3 месяца, она еще совсем малышка. Они с мамой сейчас в Англии, а я путешествую по Европе.

— Вы будете учить ее игре на гитаре?

— Если она захочет, я с большим удовольствием возьмусь за это. Но она должна сама выбрать свой путь. Думаю, она станет музыкантом, я почти уверен. У меня есть еще две дочери, и сейчас они тоже в Англии.

— Как вы относитесь к электрогитаре? Вы используете ее на концертах?

— Иногда, но когда я в туре, я играю один и только на акустической гитаре. Но я когда-то начинал с электрогитары и влюбился в нее. Но в турах я обычно играю на акустике. А вот в июле я отправлюсь с целой командой в Италию и там буду играть на электрогитаре.

— Интересно послушать, как она звучит в ваших руках…

— Я играю на ней что-то вроде блюз-рока, мелодичного рока.

— А нравится ли вам тяжелый металл?

— Металл… Я не слушаю это очень много. Но мир полон отличного тяжелого металла, это уж точно.

— Есть ли кто-то, кто вам нравится в рамках этого жанра?

— Ну, так как я много не слушаю этой музыки, я не знаю многих музыкантов. Я не слушаю то, что меня не вдохновляет. От музыки я прежде всего жду энергии и чего-то духовного… И что касается металла, он не трогает так сильно мое сердце, поэтому я не могу назвать себя поклонником такого рода музыки.

— Значит, вы делаете все то, что желает душа…

— Да, это так. То, что и как я чувствую. Я хочу слушать и смотреть то, что впечатляет меня, то, что мне кажется по-настоящему стоящим. В мире много прекрасной музыки, и мы еще не все открыли для себя.

— А это правда, что вы никогда не пишите сет-лист перед концертом?

— Да, это правда. Я только решаю, какая песня откроет концерт, и затем отталкиваюсь уже от нее. Самое главное для меня – решить, с чего начать.

— И все дальше идет гладко?..

— Дальше все идет спонтанно. Зависит от того, что я хочу играть.

— И вы никогда не знаете, какой песней завершите концерт, не так ли?

— Ну, у меня довольно обширный репертуар, в который входит разная музыка. Поэтому я играю, что чувствую и что, как мне кажется, хочет услышать публика.

— Какую концертную программу вы привезете в Россию в этом году?

— Я еще не знаю.

— А будут ли на сцене другие музыканты помимо вас?

— Нет, я буду солировать.

— Какая у вас любимая композиция вашего авторства?

— Новая песня, которую я написал для дочки Рэйчел. Она называется “It’s never too late”.

— А когда вы ее написали?

— В прошлом декабре.

— Есть ли уже студийная запись этой песни?

— Да. Так же называется и мой новый альбом. Его релиз состоится в сентябре этого года.

— А есть ли вас любимые исполнители в жанре рок-н-ролл?

— Их очень много, например, Rolling Stones, Elvis Presley, The Beatles, Eric Clapton. Мне многое нравится из классического рока.

— И, может, какие-то конкретные песни?

— Мне очень нравятся песни The Eagles. Люблю хорошие классические рок композиции, с красивой мелодией и аккордами. Мне вообще вся музыка нравится. Я всегда слушаю инструментальные композиции, исполненные на гитаре, мне нравится слушать певцов и композиторов. Могу выделить таких музыкантов как Элтон Джон, Билли Джоел, Стиви Уандер, Джеймс Тэйлор – вот те, чье творчество мне действительно нравится.

— Какой был самый длинный период времени, когда вы не играли и даже не брали в руки гитару?

— Думаю, тогда, когда мне было 16 лет. Тогда я вернулся домой к маме и вместо игры на гитаре, занимался домашними делами и просто наслаждался проведением времени с семьей. Так я ничего не делал где-то месяц, пока в наш город не приехали музыканты со своим шоу. Они попросили меня сыграть с ними песню, я поднялся на сцену, исполнил ее – это было, правда, чудесно, и они предложили мне работу. Я согласился и уехал на следующий день.

— Вы представляете себе какие-либо истории или образы во время написания и исполнения мелодий?

— Конечно. Когда я сочиняю песню, я рассказываю историю, я показываю вам кино в музыке, когда играю определенные песни. Я могу закрыть глаза и представить то, о чем я играю, это возникает у меня в голове — что-то вроде рассказа или фильма.

— И какие это фильмы?

— Это зависит от песни. Например, некоторые песни повествуют о разных героях, а иногда, когда я играю песни об Американском западе, я вижу реки и горы, представляю, что путешествую по воде. А иногда, когда я пишу песню о том или ином человеке, его образ словно возникает передо мной во время игры.

— Поразительно, вы способны передать чувства, поделиться историей, даже не написав слова, только с помощью музыки.

— Точно. Я рассказываю истории, не произнося ни слова.

— А как вы считаете, люди понимают эти истории? Видят ли они в своем воображении то же, что и вы, то, что вы хотели бы, чтобы они видели?

— Обычно я спрашиваю у людей. Я говорю им: «Послушайте эту музыку и скажите, о чем вы думаете». И обычно их видение совпадает с моим. Так что, я проверял.

— Сколько у вас гитар скопилось на сегодняшний день?

— О, я даже и не знаю. У меня есть несколько в Австралии, парочка в Англии и в Америке. Без понятия, может, штук сорок или пятьдесят.

— Очень много.

— Да… Большинство из них – мои старые инструменты, которые мне очень дороги и близки.

— Сколько времени в году вы проводите в Австралии, на своей родине?

— Да, на родине… Обычно я там бываю раз в году, даю концерты каждые два года. Я всегда приезжал в Австралию ежегодно, просто чтобы навестить братьев, сестер – всю свою семью. Я тесно связан с этой страной, я там родился и вырос. Но знаете, когда я закрываю глаза, образ моего дома возникает у меня в голове, я всегда могу закрыть глаза и представить, что я снова там. Даже если сейчас, я нахожусь в Москве.

— Вы помните свой первый полет из Австралии?

— Первый раз я полетел из Австралии в Новую Зеландию.

— Не так далеко…

— Ну, в общем, да. Полет длился три часа. Но самое большое путешествие в моей жизни, самое важное – это мой первый полет в Америку, куда я отправился на встречу с мом кумиром, моим героем – Четом Аткинсом. Это было в 1980 –м году, задолго до вашего рождения.

— Я уже спрашивала вас о том, как вы развлекались в детстве. А сейчас, есть ли у вас другие хобби помимо музыки?

— Мне нравится кино, мне интересны автомобили, поэтому я покупаю журналы и буклеты про любые машины. Иногда посещаю выставки ретро-автомобилей. Но большую часть времен я занят, поэтому у меня нет много различных хобби или нечто похожего. А когда я свободен от туров, я стараюсь проводить как можно больше времени с семьей.

— Томми, устаете ли вы от всех этих туров? Это же стресс и физическая нагрузка… Вы всегда усталый или все же музыка питает вас энергией?

— Ну, если я здоров, хорошо себя чувствую, я играю в течение нескольких часов подряд и получаю от этого удовольствие. Поэтому я должен быть уверен в том, что с моим самочувствием все в порядке. Я правильно питаюсь и отдыхаю, когда есть возможность. Сегодня ночью меня ждет долгий полет во Владивосток…

— У вас спокойный и теплый голос, который отлично сочетается с вашей игрой. Как часто вы поете на концертах? Вам больше нравится играть, чем петь?

— В России я пою немного больше, чем где-то еще. Я всегда ищу подходящие для этого песни, такие которые мне подходят и несут какой-то смысл. Я тщательно подбираю песни для исполнения перед публикой.

— Мне очень нравится, как вы исполняете “House of a Rising Sun”.

— О да, это старая песня, очень старая.

— Но она ведь легендарная?

— Да. Сначала она называлась “House in New Orleans”, а затем стала “House of a Rising Sun”. Я взял эту песню и исполнил ее с примесью фанка, слегка изменив ритм, чтобы сделать ее более интересной для меня. И я до сих пор ее пою.

— Цель вашей музыки, ее миссия – нести людям счастье, как вы сами говорите. А вы, Томми, счастливы на все 100%?

— Думаю, я счастливый человек. Я занимаюсь тем, что люблю, я люблю играть для людей, люблю смотреть на мир, поэтому много путешествую с концертами. Моя жизнь очень увлекательна, я всегда встречаю чудесных людей, куда бы я ни поехал. И я не могу просить о большем, ведь все что у меня есть – это все прекрасно!

— А что бы вы изменили в своей жизни?

— То, что я бы изменил, касается моей жизни, а мира вокруг. Но я не могу этого сделать.

— Спасибо, Томми, за чудесную беседу!

 

Маргарита Каррентс, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.