Николай Арутюнов: хождение по стилям

Осенью 2014 года материализовалась ещё одна давняя мечта Николая Арутюнова. Не один десяток лет он хотел исполнять прогрессив-рок, однако, что-то не складывалось. Но времена меняются. Известно, что когда дети подрастают и уже не требуют столь пристального внимания родителей, последние получают возможность заняться собой. Так и у Арутюнова: фанк-проект возмужал, приобретя поклонников, концерты идут. Наконец появилась возможность воплотить в жизнь давнюю мечту.

В конце прошлого года сложился его альянс с московской прог-группой Quorum в составе: Дмитрий Штатнов (клавишные), Павел Барабанов (гитара), Сергей Никоноров (ударные), Владимир Яновский (бас-гитара). Арутюнов и Quorum нашли друг друга на одном из прог-фестивалей в Клубе Алексея Козлова. Очень скоро творческий союз получил соответствующее название — АРУТЮНОВ & QUORUM, а в январе 2015 года проект уже выступил хедлайнерами фестиваля «ProgDay» в Москве всё в том же Клубе Алексея Козлова.

Зародившись во второй половине 60-х годов прошлого века в Британии, чтобы поднять качество играемой музыки на принципиально новый художественный уровень, спустя десятилетие прог-рок достиг пика своей популярности. После этого начался стремительный спад. Слушатели пресытились сложными мелодическими конструкциями, в 80-х возник своего рода кризис в идеях. На исходе популярности сформировалось множество поджанров прог-рока, началось самопожирание. Но это было не расслоение, просто каждый коллектив искал свою нишу и нашёл её. С тех пор прошло около 30 лет, однако, стиль не умер, а существует и даже развивается, хоть и с переменным успехом. Надо сказать, и тогда, и сейчас прог-музыка – это возможность развития без опасности замкнуться в своём творчестве в строгих стилистически-канонических рамках. Слово progressive, в 70-х использовавшееся, чтобы подчеркнуть новизну групп, конечно, поменяло свой смысл, но поклонники считают, может быть, небезосновательно, что именно за прог-роком будущее. И ведь действительно, история развивается по спирали, поэтому, как знать.

Для прогрессив-рока характерно усложнение (порой выглядящее искусственным) музыкальных форм, а также синтез с другими музыкальными направлениями. Стремление избежать популярной структуры построения песни «куплет-припев-проигрыш», попытки размыть привычную форму путем расширения композиционных разделов или добавлением самостоятельных музыкальных интерлюдий с меняющейся динамикой, — разумеется, дело нетривиальное, требующее специфического устройства мозгов. А потому прог-рокеры – товар штучный, и практически всегда исполняют свой собственный авторский материал. В этом смысле Арутюнов & Quorum, исполняющие только классику прог-рока 70-х годов, — исключение.

7 апреля в Клубе Алексея Козлова состоялось большое выступление проекта. «Мы играли на фестивале «ProgDay» одно отделение. Тогда мы ещё только начинали. Сегодня мы играем для вас полноценный сольный концерт, и даже с перерывом на обед», — шутит Арутюнов, имея ввиду запланированные два отделения с антрактом, а также юный возраст проекта и очевидное расширение репертуара, ведь практически всё первое отделение составили премьеры. А ближе к концу концерта, исполнив «TV Caesar» группы Procol Harum, Арутюнов добавит: «17 лет назад со Славой Горским и Димой Четверговым я исполнил её 1 раз, а за последние месяцы — уже раз 10!» И было отчётливо видно, какое удовольствие, даже счастье в глазах Николая светилось в этот момент. Он мечтал петь в арт-рок группе очень давно, и вот наконец мечта сбылась.

Звучат «Watcher Of The Skies» со сложным ритмом 6/4, сбивающим с толку неподготовленного слушателя. Затем — «Firth Of Fifth» с развернутым рояльным прологом. Обе композиции из репертуара Genesis, и каждая из них – самостоятельная история, целая эпопея. Дальше вещь попроще, но всё равно в композиции слышны наслоения, аллюзии. Это «A Song For Europe» из репертуара Roxy Music. Да-да, когда-то и они играли прог-рок. Можно улыбнуться, но это вопрос замороченности классификации. Традиционно группу относят к прогрессиву, если она записала хотя бы один прог-альбом, или даже того хуже: группа считалась прог-группой, когда пела песню, которая является прог-песней.

Сам по себе арт-рок напоминает горный массив с кучей наваленных друг на друга огромных камней. С виду кажется, что все они незыблемы и абсолютно хаотичны, в реальности же гиганты постоянно смещаются под давлением своих последователей, а их взаиморасположение имеет чётко определённые структуру и правила. Хаос подчиняется своему внутреннему сложному порядку, который иногда можно разглядеть и осознать, лишь отойдя на порядочное расстояние. Также и прог-рок – шаг за шагом по гармониям, слово за слово. Ухо начинает ломаться, карабкаясь по созвучиям. Музыканты углубляются в дебри своих партий, вокалист сосредоточенно следит за партитурой. Всё только кажется простым и непонятным. Конечно, есть и квадраты, и пентатоники, и тема, и ее развитие. Нужно просто уловить основу, стержень, войти с музыкой во внутренний резонанс.

«A Time And Place» авторства Emerson, Lake And Palmer – не только монументальность и мощь прог-рока, но и умение Арутюнова как вокалиста преподносить товар лицом. Хонкитонковая «The Sheriff» (группа Emerson, Lake And Palmer) лично мне напомнила Арутюнова времён Лиги блюза. Прямо следом лиричная «Questions» из репертуара Manfred Mann’s Earth Band. Окончания фраз на неустойчивой второй ступени придают мелодии элемент ожидания, однако, вместо разрешения следует следующая фраза, и всё повторяется. Эмоциональность, владение голосовым инструментом – визитная карточка Арутюнова. Его голос в последнее время больше привычный в исполнении отрывистого рваного фанка, в этой группе приобрёл протяжность и торжественность. Очевидная смена неочевидных гармоний, как и хождение по стилям даётся певцу с внешней лёгкостью. Однако, за кадром даже столь опытному вокалисту каждый раз требуется серьёзная подготовка и перестроение мышления.

«Child Of The Universe» группы Barclay James Harvest в конце прошлого года стала для меня сигналом о существовании проекта Арутюнов & Quorum, когда я невзначай наткнулся на просторах интернета на концертный ролик. Понятная и логичная, с очевидной драматургией развития композиция стала для проекта своего рода визитной карточкой. Порадовала пинкфлойдовская «Time», очевидно, гораздо более благозвучная и структурно простая, чем многое другое, но при этом со всевозможными постукиваниями по микрофону и прочими фенечками. Стало хорошей традицией завершать выступление блоком из песен группы Procol Harum: торжественная «Homburg», симфороковая «Salty Dog», уже упомянутая «TV Caesar», «лютая», как говорит Арутюнов, «Piggy Pig Pig», и, конечно, боевик «Nothing But The Truth». «Для нас это хит навсегда», — поясняет Николай.

Музыкантов не отпускают, и хлопают, и хлопают, и хлопают. Трудоёмкое, но чрезвычайно интересное и ценное для публики арутюновское экспериментаторство, его смелое хождение по стилям возблагодарено. А ведь мало кто решится взяться за такой материал – непростой, но при этом известный, созданный коллективами, ставшими иконами! Лично для меня радостно, но и одновременно удивительно, что, в общем, непростая музыка оказалась в Москве столь востребована.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный Фотоотчёт Екатерины Головиной здесь.

P.S. Авторы материалы благодарят Араика Акопяна, арт-директора Клуба Алексея Козлова, за возможность посещения концерта, а также Юрия Василевского за организацию великолепного сценического света.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.