Владимир Голоухов: «Хочется выступать, гастролировать. Хочется радовать и радоваться»

Начнем с небольшого опроса. Кто из вас знает, что такое виброфон? Что, никто?! Ну, хорошо, как вы себе представляете этот музыкальный инструмент? Кстати, да, это именно он. Тоже никаких идей? А если я вам я скажу, что все вы его слышали в каких-нибудь композициях? И не раз! Ну что ж, давайте вместе знакомиться с этим инструментом поближе. Лучше всего начинать со знакомства с мастером этой музыки. Позвольте представить, Владимир Голоухов — гуру виброфона и основатель группы Pervoe solnce. Cами участники называют себя – «Коллектив акустического синематографа».

Мы познакомились с Владимиром на концерте в Клубе Алексея Козлова. Перед началом интервью мне с удовольствием рассказала немного о группе менеджер коллектива Наталья Абладаева.

Владимир Голоухов

Анна Якина, корреспондент MUSECUBE. Далее — А: Скажите, что, по Вашему мнению, я должна знать самое интересное о Владимире и коллективе Pervoe solnce?

Наталья Абладаева, менеджер коллектива. Далее — Н: Pervoe Solnce было создано виброфонистом Владимиром Голоуховым, известным по сотрудничеству с множеством музыкантов и композиторов от Рави Шанкара и Эдисона Денисова до групп «Сплин», «Чайф» и Гарика Сукачева.
Впервые группа выступила в декабре 2010г. на международном джазовом фестивале JAZZ BEZ, где получила приз зрительских симпатий.

Также Pervoe Solnce участвовала в фестивалях MusOceanFest, шотландском Callander Jazz and Blues Festival, Усадьба Джаз. В этом году мы приняли участие в старейшем фестивале во Франции Jazz a Juan, где творчество группы оценили и профессионалы — программный директор Филипп Ботэ, коллеги-музыканты из состава Ларри Грэма, Дайяны Кролл и сам Маркус Миллер.

В разгар перечисления заслуг Владимира Голоухова к нам подошел сам виновник вечера, и мы продолжили беседу уже с самим мастером.

А: Меня Наталья ввела уже немного в курс дела. Я начала изучать информацию в интернете о Вас, о группе, а потом решила подойти с точки зрения читателя. К сожалению, большинству, наших молодых читателей название Pervoe solnce ни о чем не говорит. Как создатель, расскажите мне, пожалуйста, о группе.

Владимир Голоухов. Далее — В: Когда Вы спрашиваете, что бы я сказал молодым слушателям, мне невольно представляется образ такого умудренного наставника, который говорит, что надо делать, а что не надо. Молодость всегда тяготеет к чему-то необычному, революционному.

Мне кажется, что то, что звучит в нашей программе, и сам наш коллектив, все это очень, как раз и соответствует этому. По-хорошему, даже может вызвать у некоторой части аудитории какие-то ассоциации с панк-культурой, несмотря на то, что звучит виолончель, труба и аккордеон, и, к тому же, многим на моей голове трудно заметить характерный гребень… (улыбается) Но ощущение того, что мы вносим какой-то неожиданный ракурс в общепринятое представление об акустической музыке, традиционной музыке, я думаю, безусловно, присутствует. Я с большим воодушевлением вижу на наших концертах очень много молодежи. Это замечательно! Раньше мне казалось, что вид виолончели, аккордеона отпугивает или, скорее, вызывает у молодых людей ассоциации с чем-то скучным, назойливым и претендующим на какое-то пафосное восприятие сложной формы. Возможно, так оно и есть, однако, позволю себе иносказание: мы же все хотим поддерживать свой организм в форме и потреблять хорошие продукты. В какой-то момент и в каком-то возрасте становится очевидным, что чем себя портить фастфудом, лучше скушать свежий фрукт или петрушку с сельдереем. Что-то такое, что приносит пользу организму. Об организме, худо-бедно, но даже молодые иногда заботятся. Во всяком случае, ходят в фитнес-центры, чтобы поддерживать свою внешнюю привлекательную сторону.

Так вот и то, что мы делаем в музыке, — это игра, возбуждение и удовлетворение глубоких эмоциональных человеческих чувств. Для любого возраста никогда не выйдет из моды теплота, чувства, такие понятия как мелодия, гармония, атмосфера праздника, атмосфера какой-то тайны на концерте.

Нужно просто разрешить себе все это, разрешить себя побаловать таким эстетическим деликатесом. Почему это нужно и важно для молодежи? В первую очередь потому, что сейчас существует тенденция пресыщенности. Огромное количество информации развивает пассивность, «супермаркетовое» отношение ко всему, что окружает. Потребительство. Человек с казначейским билетом становится главным действующим лицом. Объектом поклонения и служения муз, торговли и инфраструктуры.

Ну, и что в результате? Человек же, по природе своей, должен к чему-то стремиться, узнавать что-то новое, развиваться как-то. Иначе он деградирует, и пространство вокруг него соответственно… Жизнь — как процесс усвоения и выделения белка в разных формах. С точки зрения животного мира это прекрасно. Но у некоторых остается в глубине души какой-то позыв узнать что-то новое и интересное, как говорил Франсуа Ларошфуко — «Предпочитаю страдания, ведущие к радости, нежели радости, ведущие к страданию». Ну, в данном случае, вероятно, не страдание, но инертность и ленность.

А: Если уйти к началу Вашей истории. Как был выбран этот необычный, мягко скажем, инструмент? Что повлияло на Ваше решение?

В: Да… Это и награда, и наказание. Дело в том, что он относится, вроде бы, как к ударным инструментам, но мы знаем, что ударные инструменты, как правило, отвечают за ритм и уж никогда не отвечают за гармонию, тем более за мелодию. А в этом инструменте, как ни в каком другом ударном, да и вообще, наверное, ни в одном другом мировом инструменте за всю историю музыку, таким удивительным, прихотливым образом слилось и ударное начало, потому что палочками извлекается звук, и гармоническое, то есть можно аккомпанировать, можно вводить очень интересные гармонии, и мелодическое — можно вести мелодию. Уникальный инструмент! Ни на что не похожий. Он многих пугает своей необъятностью и тем, что тут же становится хозяином атмосферы. Его невозможно спрятать, он везде заявляет о себе и добавляет магию в любую пьесу… А не все пьесы хотят магии! В поп-музыке, например, с этим справляется синтезатор или кошелек продюсера… (улыбается) Поэтому для джазовой, необычно серьезной музыки, он просто необходим, и без него невозможно представить современную композицию.

А: Почему Pervoe solnce? Есть история этого названия?

В: Pervoe solnce… Обратите внимание, что пишется английскими буквами- Pervoe solnce. Как слышится, так и читается. Мы же с вами привыкли, например, писать и читать Rammstein, и не догадываемся, что это такое. У нас есть немного провинциальная зависимость от лейбла, от названий. Вот если написано по-иностранному, значит, соответственно, повышается в качестве. И мне показалось, почему бы, собственно говоря, нашим иностранным зрителям не привыкать хотя бы как-то к русскому языку, к русской группе и, пускай, по-своему, пускай, с французским или немецким произношением, но, все-таки, говорить: Pervoe solnce.

А: А назвали так потому что…?

В: Это было стихийно. Если вы знаете, есть булыжная мостовая в районе площади Восстания и Кудринской площади. Там светофор. Я стоял на этом светофоре, смотрел на красный свет, он запрещал мне ехать… Ночью… Когда дождь льет, кругом бегают бездомные собаки, лежат регулярно принимающие алкоголь люди без определенного рода занятий и жилища. Этот красный свет неожиданно напомнил мне солнце. Вот такое первое неожиданное солнце посредине ночи. Мне показалось, что это очень символично, интересно. Я долго думал на эту тему и стоял… мне гудели и даже ругались. Наверное, так всегда бывает, когда человек смотрит на солнце и цепенеет, не у всех это вызывает понимание и сочувствие. (улыбается)

А: Где публика более благодарная и восприимчивая? В Европе или у нас?

В: По-разному. Они одинаково восприимчивы. Мы ни разу не уходили со сцены под стук своих шагов.

А: Где Вам комфортнее тогда?

В: Вы знаете, комфортнее выступать, с одной стороны, для западной аудитории. Они очень радуются, очень сочувствуют тому, что происходит. Для них это в чем-то открытие, в том числе и нашей страны. Что-то необычное, какая-то экзотика. Но самое трогательное, конечно, в нашей публике. Мы выступали в церковном приходе в Электроуглях, по-моему. Там отец Александр делает такие концерты. Приходили бабушки, доставали какие-то продукты, чтобы просто поблагодарить после концерта. Очень трогательно. Музыка очень сильно воздействует на людей самых разнообразных. Дети иногда рисуют на концертах. Дашу (наша солистка-виолончелистка) очень любят рисовать… (улыбается)

Меня спрашивают очень часто: «Какая ваша фокусная группа? Для кого Вы?» Это все время ставит меня в тупик. Что я должен сказать? Наша фокусная группа — это студенты гуманитарных вузов до двадцати одного года? (смеется) А все остальные как же? Я пока не видел нефокусную группу. Может быть, такая существует… Скорее всего. Существуют люди, которые не хотят слушать вообще какую-либо музыку, но при этом ходят на концерты, чтобы подчеркнуть, что и на этот раз их ничем не удивили.

Я бы очень хотел донести одну интересную и важную вещь. Ведь большое значение имеет информация и огромна роль масс-медиа, журналистики. Средства массовой информации — это же действительно очень сильная власть. Донести до большого числа людей информацию о своей музыке нереально сложно! Я не сокрушаюсь, нет. Такие правила игры. Просто бывает обидно, что информация о новом бракоразводе певицы вызывает несравненно больший энтузиазм по обе стороны печатного листа.

Впрочем, дорогая моя, надо просто делать свое дело, верить. Я очень надеюсь, что, прочитав это интервью, кто-то просто заинтересуется, послушает и, может быть, что-то откроет для себя… А, может быть, что-то откроет в себе… И это будет большая награда, значит мы не зря все это делаем. Конечно, хочется, чтобы как можно больше людей были нашими соучастниками. Чтобы мы были в сговоре! (улыбается)

А: Расскажите немного о составе группы. Представьте нам музыкантов. Какие-то особенные черты характера каждого. Как собрались именно эти люди, которые сейчас с Вами?

В: Можно очень много говорить на эту тему, потому что это действительно ярчайшие люди. Не смотря на то, что каждый из них солист и очень яркая индивидуальность, на сцене все это нивелируется, каждый готов во имя музыки где нужно уйти в тень, или, где нужно, наоборот встать, взять на себя лидерство.

Вот, например, Дарья Львовна Ловать, наша солистка. Она поет, она играет на виолончели. Просто удивительная женщина, очень красивая, очень яркая, запоминающаяся! И кто бы мог подумать, что в свое время Дарья очень сильно заикалась, и ей порекомендовали заниматься пением, чтобы просто как-то излечиться. Это неожиданно для многих переросло в увлечение. Теперь она является поющей виолончелисткой! Ярчайшее, конечно, дарование. Достойное украшение нашего проекта. (улыбается)

Сергей Сергеевич Урюпин. Сережа Урюпин. Ведь у нас молодежная аудитория, пусть будет Сережей. (улыбается) Гитарист удивительный, чувствующий человек. Иногда он просто может сказать: «Я не могу говорить» и замолчит. Молчать может хоть час, хоть два. Будет молчать, потому что внутренне происходит какое-то наполнение, как будто он боится растратить какой-то энергетический запал.

Денис Шушков — человек, фактически сошедший из произведений Джека Лондона. Человек, который сделал себя сам. Он из Северодвинска, из холодного края. Нельзя сказать, что путь его в музыке был легок. Попробуйте с контрабасом походить под таким снегом, ветром. (смеется) Прекраснейший музыкант! Фундамент всего. Мало найдется людей, на которых можно опереться, быть уверенным.

На аккордеоне играет самородок! Человек, который собирает международные музыкальные призы. Его интересуют только первые места! Знаете, как у охотника есть кабаньи головы, трофеи. Вот и он также просто ездит и собирает. И в Австрию, и в Сербию, и в Италию. Забирает первые места, гран-при. Играет сложнейшую музыку, причем быстро разучивает наизусть! Ну, просто невероятный! Молодой парень, еще учится. Алексей Соколов. Этим именем нужно гордиться. Мы гордимся сейчас немного другими персонами, которые, скажем, более входят в алгоритм понимания. Мне однажды сказала маленькая дочка: «Когда же ты будешь музыкой заниматься?» Я ответил: «Ну, как же! Я музыкой занимаюсь!» Она возразила: «Нет, ты не занимаешься музыкой. Музыкой занимаются, когда поют!» Так что мы, по-моему, еще не занимаемся музыкой немножко… (смеется) У нас нет текстов, нет такого страдательно-восклицательной текстурной палитры.
На трубе у нас играет Михаил Юрьевич Басов. Барочный музыкант! Он знает наизусть Баховские темы из бранденбургского концерта! Совершенно потрясающая техника. Михаил — необычный человек, очень необычный. Вот он недавно мне на расстоянии чинил инструмент, не прикасаясь к нему.

А: Это как?!

В: А вот, силой воли! (улыбается) Я иногда даже опасаюсь не так взглянуть на него… (смеется) Чародей! В том числе, чародей, в первую очередь, инструмента своего.

На барабане играет известнейший русский музыкант Петр Ившин. С кем только он не играл! Все звезды, которые приезжали сюда, рано или поздно сталкиваются с ним. Он играет часто, играет много. Прекрасный художник! Тончайший. И высшая похвала для него то, что, как правило, его присутствие незаметно на сцене. Это очень важно!

Ну, по-моему, я всех назвал…

А: Какая ближайшая цель? Еще не достигнутая, но очень желанная.

В: Хочется выступать, хочется гастролировать. Хочется радовать и радоваться.

Хорошая цель — попасть в Бремен на международную музыкальную выставку. Там выступить, познакомиться с профессионалами, которые занимаются организацией гастролей, выступлений и концертов. Но мы делаем свое дело. Шаг за шагом.

А: Какие новые альбомы ожидать от Вас в ближайшее время?

В: Мы выпустили с Денисом авторский диск. Дуэт — виброфон и контрабас. Там же я, собственно говоря, читаю стихи еще параллельно и свой рассказ. Такой необычный диск. Я думаю, что скоро он выйдет на «Art-Beat». Творчество должно вдохновлять других на ответное творчество. Мы должны друг друга инфицировать искусством и заряжать, и заражать этим духом созидания, света и радости.

А: Пожелайте тогда что-нибудь радостного тем, кто прочитает нашу беседу и будет ждать персонального обращения.

В: Я желаю, с одной стороны, оставаться самими собой, потому что вы уникальны, а с другой стороны любите себя завтрашнего. А для того, чтобы любить себя завтрашнего, нужно сегодня для этого хорошо поработать, хорошо поучиться и в делах своих славить свое существование. Пожалуй, так!

Анна Якина, специально для Musecube, в уходящем 2013 году!
Фотографии Ольги Полуэктовой и Кирилла Видеева.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.