Юрий Мелисов (Эпидемия): «Я не понимаю, как мы собираем полные залы».

Эпидемия выпустила метал-оперу «Эльфийская рукопись» целых 10 лет назад. С тех пор в группе произошло много событий. Корреспондент Musecube встретился с гитаристом, композитором и автором текстов Юрием Мелисовым и расспросил его об успешном краудфандинговом проекте, фанатах и процессе написания новой рок-оперы «Сокровище Энии».

Как говорится, никогда не говори никогда. После выхода предыдущей части – «Сказания на все времена» — вы сказали, что она станет последней, но никто не знает, как ведет себя вдохновение и что может последовать дальше. Почему вы решили продолжить историю «Эльфийской рукописи»?
epi

Да, действительно «Эльфийская рукопись» закончена. Как сказал, так и случилось: «Сокровище Энии» — не продолжение, а совершенно новая опера. То есть здесь многое совсем другое: нет главного героя, нет предыдущей сюжетной линии. Идея ужа давно мне пришла – взяли и сделали, записали. Почему бы и нет?

А о чем она, эта новая тема?

Совсем скоро все смогут прочесть сценарий и узнать, что нового. Действия происходят в тех же мирах. Надеюсь, слушатели получат то, чего ждут от фэнтези-метал-оперы.

Вы первоначально решили писать еще одну метал-оперу, а не просто новый альбом?

Да, года 4 назад решил. У прошлого альбома не было особо мощного успеха, он был сделан практически без моего участия. Мало кому это интересно – большинство хочет услышать новую оперу.

Как вы думаете, почему людям нравятся метал-оперы? В чем секрет успеха?

Просто люди любят сказки, так легче воспринимать музыку. Проще осмыслить произведение, когда ты знаешь, о чем идет речь, а не просто, как это сейчас модно, слушать громкие призывы (но к чему – непонятно?).

Приглашенные вокалисты, которые участвовали в записи до этого, будут озвучивать других персонажей?

К каждому вокалисту навсегда прикреплен свой персонаж, и мы не меняли роли. Это было бы нечестно. Но в опере есть новые персонажи, а значит, и новые вокалисты.

Вы привлекли к записи Хелавису, Алексея Горшенёва. Почему выбор пал именно на них?

Нам нужны были конкретные персонажи, конкретные характеры. А круг хороших и известных в рок-тусовке певцов не такой уж большой, поэтому подобрали быстро. Главное, чтобы они дали свое согласие. В итоге все сложилось, и каждый соответствует своему персонажу.

В чем отличие написания метал-оперы от написания обычного альбома? В чем трудности?

В опере есть некий сюжет, есть концепция. Нельзя просто написать отдельно песню, отдельно слова. Ты уже заранее знаешь, какие слова там должны быть, на какую музыку, сюжетную линию они лягут. Соответственно, ряд произведений следует располагать в правильном порядке друг за другом, чтобы успеть раскрыть весь сюжет. В процессе сочинения понимаешь, что где-то что-то надо развернуть до определенного момента, а где-то, наоборот — ужать и перенести в другую песню. Смысл слов должен сочетаться с мелодией, гармонией, дабы избежать несоответствий. Кроме того, нужно учитывать особенности вокалов различных певцов, потому что каждый поет в своем диапазоне, в своей манере.

Сначала вы пишете сценарий или действия разворачиваются по ходу написания текста?

Сначала пишется некая болванка – либретто — то есть заготовка, основные штрихи, сюжетные линии, но по ходу написания стихов что-то дорабатывается, меняются какие-то детали. В целом, все происходит параллельно, но в любом случае, какая-то идея сценария должна существовать, чтобы было от чего отталкиваться.

А когда вы эту идею сценария прорабатываете, придумываете события или сами герои ведут вас?

Я даю им определенный алгоритм, подсказываю, что делать, а они уже ему следуют. Повествование идет от лица автора, который смотрит на события со стороны.

Для записи вы используете платформу краудфандинга. Ориентировались на удачные проекты коллег по сцене?

У коллег, по крайней мере, в нашем жанре, пока не было удачных примеров. А сравнивать себя с матерыми группами уровня Би-2 мы не можем. Директор предложил нам попробовать, потому что, как известно, сейчас лейблы особо не платят за носители, поскольку всё активно пиратится. Прошли времена, когда альбомы продавались за большие деньги. Мы не собираемся в дальнейшем злоупотреблять краудфандингом: просто был большой проект, была нужна действительно крупная сумма, чтобы оплатить кучу расходов. Когда мы увидели, что сумма, достаточная на альбом, собирается, то решили оставшиеся деньги потратить на сцену, дополнительные наряды, спецэффекты, экраны. С этой суммы мы принципиально не возьмем ни копейки. Способ, куда применить средства, мы найдем, уж поверьте.

Самое интересное, что около 60 человек приобрели акции, которые не предусматривают награды. Наверное, вас радует, что люди безвозмездно хотят помочь?

Я, честно говоря, не особо следил, но знаю, что такие люди есть. Например, одна девушка нам написала, что пожертвовала 3 тысячи и ей ничего не надо взамен. Есть такие слушатели, которые просто готовы поддержать группу. И я думаю, это нормально. Мне близка версия, что они действовали по зову сердца.

В комментариях даже было написано, что если продлить срок еще на неделю, то сумма перешагнет за миллионную отметку.

С нашей стороны было бы бездуховно продлевать сроки. Мы и так собрали в 2 раза больше.

Какое количество материала записано?

Весь материал уже записан, идёт процесс мастеринга.

Диск появится до презентации?

Людям нужно время, чтобы успеть выучить тексты, а не просто глазеть на сцену, пытаясь вслушаться в песни. Диск появится где-нибудь за месяц до презентации, иначе мы не успеем: 29 марта у нас заявлена презентация в Архангельске. Обидно приезжать без диска.

На 25 марта у вас назначена открытая презентация некоторых песен…

Нет, 25 марта мы не будем исполнять песен с новой оперы, потому что они будут в апреле и с гостевыми вокалистами. Может, мы сыграем несколько старых хитов, между делом выйдя на сцену. Это будет именно презентация: пообщаться, подписать какие-то диски, задать вопросы музыкантам. Такая неформальная пресс-конференция.

После московской презентации отправитесь в тур?

На осень намечен большой тур, летом же только фестивали проходят.

Какая в группе система репетиций вне тура?

Все учат дома. У нас не было концертов с декабря, а возобновились репетиции в начале марта. У нас будут две-три репетиции, где мы прогоним весь материал. Тем более, есть песни, которые в этом составе мы не играли, хотя новый вокалист с нами уже 3,5 года.

Вы каждый день играете на гитаре?

Нет. Лет 10 назад я понял, что не вряд ли могу играть лучше. Главное, не играть хуже. Но хуже тоже не получается: это как езда на велосипеде или катание на коньках – если умеешь, не разучишься. Лучшая практика – туры и запись альбома. Я записываю сам себя: люблю, когда каждый отрывок песни сыгран идеально. Кто-то играет 20 раз подряд все от начала до конца, а потом склеивает лучшие фрагменты. Я же вписываю фрагменты как кирпичики: удался – вставляю, нет – переписываю до победного. Вот и получается, что соло с новых альбомов начинаю хорошо играть на концертах через 2 года: нет времени сначала безупречно выучить, а потом записать, а чем дольше играю, тем лучше получается. Иногда даже обидно становится, что теперь что-то играю лучше, чем на альбоме.

В каких-либо фестивалях будете принимать участие?

Да, смотря на какие позовут. Какие-то я точно пропускаю – буду в отпуске.

А сами любите посещать фестивали?

Не-а. Что там делать? Я ходил на концерты любимых западных групп: в 16-летнем возрасте посетил фестиваль в Тушино, куда приезжали Metallica, AC/DC. Тогда мне было это интересно. Вот сходил бы на фестиваль европейского уровня с лучшими метал-группами мира, но такого у нас нет.

У вас есть маленькая дочка. Она слушает музыку, написанную папой?

Я иногда пою на ночь песню «Страна забвения», посвященную ей. Правда, дочь называет ее «День за днем».

Вы следите за обновлениями в музыке? За молодыми группами?

А в нашем жанре их нет. Все, что есть, появилось до нас — Ария, Мастер, Черный Обелиск — уже играли. Легион еще как-то на слуху. А после нас – альтернатива. И на западе то же самое: там ничего нового. Я не понимаю, как мы вообще собираем полные залы, играя в этом стиле.

А кто приходит к вам на концерты: новые фанаты или старые?

Новых фанатов больше. Группе скоро 20 лет, а шестнадцатилетние ребята как ходили, так и ходят к нам. Все зависит от менталитета. Люди с возрастом не так охотно куда-то выбираются, в отличие от молодежи. Я сам, когда был моложе, везде ходил, а сейчас пропустил несколько любимых групп – семья, работа не отпускают.

У вас недавно прошла фотосессия. Она приурочена к выходу альбома?

Не только. Во-первых, для альбома, но туда надо по одной фотографии музыканта. Во-вторых, для нового, интерактивного сайта. Полгода делается замечательный сайт и уже бета-тестируется: можно будет регистрироваться, выбирать себе клан (эльфийский, гномий и прочие), комментировать новости и получать за это бонусы. В-третьих, фотосессия для журналистов: не все же приходят с профессиональной техникой.

Отличная идея! Фанатам сайт точно понравится.

Да, точно понравится. Раньше любимым местом для них был форум — он у нас был рекордный. Потом появился «Вконтакте», и все форумы практически умерли. Надеюсь, что часть народа вернется. Не все же любят соцсети: у меня, например, кроме в «Вконтакте» нет никаких аккаунтов и не будет. Зачем? Это лишняя нагрузка, головная боль – всем надо ответить, помнить пароли. Может, вообще уйду оттуда на наш сайт.

За какой клан будете выступать?

Не знаю. Я в эти кланы еще не погружался – на данном этапе занимаемся контентом. Мы все доработаем, и, думаю, к выходу альбома запустим.

Беседовала Юлия Домрачева, специально для MUSECUBE

Фото  — Дарья Булавина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.