В лучших забытых традициях: Павел Быков «На нервной почве»

Молодой подмосковно-московский поэт и композитор Павел Быков выпустил свой дебютный альбом «На нервной почве» еще несколько месяцев назад, но подобная выдержка для полноценного отзыва является только плюсом. Действительно, прослушав пластинку всего однажды, написать нечто продуманное и осмысленное о ней было невозможным: Павел Быков – это тот исполнитель, чье творчество нуждается в настоящем гурмане. «На нервной почве» нужно слушать медленно, со вкусом, погружаясь с головой полностью и не отвлекаясь на эмоции. Растягивая удовольствие? Да, пожалуй. Быков мастерски играет на эмоциях, причем, как и своих, так и аудиторных, но поддаваться на них, чтобы почувствовать всю прелесть треклиста, не стоит. В целом, альбом оправдывает свое называние. Автор довольно успешно изливает и душу, и внутреннее состояние, и, как мы уже догадались, нервозность. Отличие его нервозности от многих других – это не какое-либо психическое расстройство или голословно-громогласный треск рубахи на груди, – это исключительно личный, интимный комок нервов, но собравший в себе ниточки Виктора Цоя, Александра Башлачева, Янки Дягилевой и даже Джима Моррисона. cover

Структура альбома очень интересна: треклист включает в себя 8 песен и 3 стихотворения, не положенных на музыку. Открывает релиз песня «Так, как ты захочешь» — не самая сильная лирика автора, — поначалу сложно понять, почему именно она стала первой, но ближе к финалу многое станет ясно. Первый трек отчаянно напоминает мне раннее творчество группы «Кино».

Далее по списку — «Всю ночь шел снег» — лирика, о которой сам Быков высказался следующим образом: «Единственный раз, когда текст песни был сначала почти год самостоятельным стихотворением. Лет пять назад в планах было соединить все стихи о снеге в один «снежно-южный» цикл. Цикл не состоялся, а стихотворение «Всю ночь шел снег» стало текстом песни. Музыка возникла случайно после нескольких дней «запойного» прослушивания «Нирваны». В акустическом варианте песня звучит иначе. В альбомной версии гитарные проигрыши были заменены клавишами — (с)нежным волшебством от Собаки Рыжего». Факт — эта депрессуха получилась очень нежной. Нежной до той степени, что я периодически забывала, кого я слушаю: Павла Быкова или Александра Васильева.

Третьим идет как раз стихотворение «Бизоны» — в нем автор емко передает свое отношение к появлению на земле религий, считая, что боги – изобретение сугубо человеческое. Плюс ко всему «Бизоны» дают ответ на вопрос об оригинальной обложке диска, изображающей первобытную наскальную живопись.

Следующий трек «Марш протеста» по праву может занять место в нише «хитов». На мой взгляд, одна из главных песен альбома, одна из его самых важных посылов. Песня посвящена событиям на Болотной площади, фигурантам «болотного дела» и другим политзаключенным. И снова отголоски «перестроечного» подпольного Ленинграда: здесь можно услышать Александра «Рикошета» Аксенова (группа «Объект насмешек»).

Идущая вслед за «Маршем» песня «Лето» — пожалуй, самая слабая в своем наполнении и исполнении. Все-таки не идет брутальному и нервному Павлу Быкову петь о девчонках в платьях выше колен – из его уст и под его гитару подобные вещи звучат немного странно, если не сказать жутковато.

Песни «Зеркало», «Фильм» и «Поверь мне» после попытки позитивного вмешательства «Лета» благополучно продолжают линию бесперспективности, атмосферу несбывшихся надежд, грез, и поломанных судеб. Павел Быков о «Зеркале»: «Зеркало» про Питер, что очевидно и, что не очевидно, частичное посвящение Башлачеву. У него в песне «Когда мы вдвоем» есть строчки «Бери и дыши, бери и люби…». Я их цитирую. Мое «Зеркало» во многом о его судьбе. Соло в песне чем-то может напомнить музыку из «Мертвеца» Джармуша». От себя могу добавить, что в песне «Поверь мне» тоже есть неявные отсылки, а именно к поэме Иосифа Бродского «Холмы».

Особняком стоят «Увидеть Париж» и «Порой умирают боги». Нетрудно догадаться, что первая – посвящение Джиму Моррисону, даже с претензией на аранжировку в стиле The Doors. Песня вошла в ротацию радио «Контрабанда» и в CD-сборник «История андеграунда», что очень неплохо. При прослушивании трек выделился среди остальных своей энергичностью.

Что касается второй отмеченной мной песни, — здесь изначально было много вопросов, но все они получили ответ после того, как Быков «раскрыл карты»: текст принадлежит королеве сибирского андеграунда Янке Дягилевой. Вот поэтому поводу я хотела бы высказаться отдельно. Как истинного ценителя творчества Янки, меня не удовлетворил ни один из десятков возможных спетых каверов и трибьютов. В случае с Павлом Быковым я могу сказать точно: он сделал невозможное. Он написал музыку к забытому и почти потерянному тексту, сделав тем самым настоящий забойный шлягер, но не потеряв самое вкусное – чисто «янковскую» изящность и ее характерный злой рык в массы. Возможно, ему это удалось благодаря тому, что сама Янка не успела исполнить эту вещь, и мы не знали (и никогда уже, к сожалению, не узнаем), как она должна была звучать в оригинале, в изначальной авторской задумке. За такой смелый, но определенно успешный, эксперимент Павел Быков заслуживает самой высокой оценки.

О стихотворении «Нет рубежей» автор отозвался, как о «спорном культурологическом размышлении о том, что, единственным реальным интеллектуальным прорывом вперед в истории была античность. Стихотворение-желание, желание возрождения интереса к слову в эпоху бессловесного». Последний поэтический опус «Волны» подводит нас к двум финальным трекам. «Оно продолжает метафизические размышления-поиски песен «Увидеть Париж» и «Порой умирают Боги». Дает нам возможность насладиться тишиной после резких ритмов предшествующих ей композиций. «Волны» написано два года назад во время июльского шторма на родине моих предков в Болгарии, поэтому особенно важно и дорого мне» — говорит Быков.

Завершает дебютный альбом еще один безусловный хит под называнием «Сын». После этой песни становится понятна концепция пластинки, многое становится на свои места. Как мы помним, открыли диск лирические композиции. Это был внутренний, тихий нерв. Тот самый, который еще можно проглотить и перетерпеть. В течение всего альбома, песня за песней, нервозность усиливается. «Сын» — это апогей накалившегося. То самое, что уже нельзя скрыть, что непроизвольно выплескивается наружу. Почему? Потому что дети (тем более сын для мужчины) это самая болезненная точка. Самая интимная. Самая важная.

Что касаемо сугубо музыкального вопроса: невооруженным ухом слышен тот стахановский темп, в котором работали музыканты. В данном случае, это не сыграло им на руку. Аранжировки откровенно аховые, — подобный релиз должен быть полностью акустическим. Интересно слушаются незаметные детали: уход звука, проигрыш губами и прочие красивые мелочи. В записи альбома принимали участие музыкант Собака Рыжий и рэпер Зок.

«Альбом интересен тем, что я вырос в традициях русского рока, Рыжий — абсолютный знаток европейского и американского рока, да и другой музыки вообще, а Зок — молодой рэпер. Три разных взгляда на музыку, споры над каждым треком, но при этом полное взаимопонимание и одно дыхание. Альбом вполне можно назвать живым: все делалось на ходу, но на том же ходу и появлялись какие-то идеи» — заключает Павел Быков.

Общее резюме: первый блин Павла Быкова никак нельзя назвать комом. Да, это творчество на любителя и на преданного слушателя. Что немало важно – на поклонника отечественной рок-музыки и ее лучших традиций. Павел Быков талантлив, амбициозен и смел. В нем чувствуется тот потенциал, которого уже очень давно не чувствуется у именитых исполнителей и коллег по рокерскому цеху. Утопичны ли идеи Быкова? Спорный вопрос. На данный момент скорее да, чем нет. С другой стороны, в нашей стране андеграунд никогда не почивал на лаврах (за исключением эпохи «перестройки»). Павел Быков не найдет для себя широкой публики и головокружительной славы: он найдет своего слушателя и займет свое не последнее место в этой нише. Вопрос не в таланте, вопрос во времени, нравах и моде – как раз Быков должен не останавливаясь идти против этих факторов. Наперерез. Напролом.

В общем и целом дебют получился очень удачным. Из минусов я бы назвала ощутимое, пусть и эфемерное, дежавю. Не исключено, что дело в манере исполнения и даже тембре голоса Быкова, который очень похож на голос уже упомянутого мной лидера группы «Сплин». На протяжении всего альбома звучало забытое, но такое знакомое и прекрасное «ленинградское эхо».

Приговор: 7 из 10.

Яна Грозная, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.