В Москве прошёл первый суд по иску Глеба Самойлова к его брату

15 июля в московском Савёловском суде состоялось первое заседание «имени братьев Самойловых». Когда «Агата Кристи», главное детище Вадима и Глеба, закончила существование, братья заключили устный договор о том, что никто из них не станет сольно играть песни, написанные в группе. По мнению Глеба Самойлова, Вадим первым нарушил этот договор. Мирно решить конфликт не получилось – и старший Самойлов получил повестку в суд.

 

Ни истец, ни ответчик на заседании не появились, обе стороны дела представляли юристы. Вёл процесс судья Борис Удов, уже знакомый с Вадимом Самойловым по легендарному «делу пуделя», когда в зале суда решался вопрос об оскорблении музыканта критиком Артемием Троицким.

 

Глеба Самойлова представляла юрист Яна Брутман. Она изложила причину иска: её подопечный создал ряд музыкальных произведений и имеет на них полное авторское право – в том числе и, согласно Гражданскому Кодексу РФ, разрешать или запрещать их исполнение. Вадим Самойлов, по мнению стороны, такого разрешения не получал, но играет эти песни на своих концертах. Поэтому главная цель судебного процесса – полностью запретить Вадиму выступать с ними.

 

Яна Брутман, представитель Глеба Самойлова
Яна Брутман, представитель Глеба Самойлова

Список составил ни много ни мало 173 песни (авторство указано согласно данным Российского Авторского Общества). Но к содержанию сразу возникли вопросы.

 

Адвокат Вадима Самойлова Павел Дуксин возразил, что доказать исполнение всех 173 песен невозможно. А также обратил внимание, что занесённые в список песни «Добро пожаловать в Асбест», «Дохлое мясо» и «Кладбище» не имеют отношения к делу, потому что написаны Глебом в составе группы «The Matrixx» и никогда не исполнялись Вадимом.

 

Яна Брутман (Глеб Самойлов): «Вадим Самойлов замечен в исполнении большей части этих песен. Поэтому мы полагаем, что и другие песни могут быть исполнены им на последующих концертах».

 

Судья Борис Удов: «Откуда Вы знаете, что он будет их исполнять? Может быть, он уважает авторские права своего брата?»

 

Яна Брутман: «Нет, так как вопрос возник всего к трём песням».

 

Павел Дуксин (Вадим Самойлов): «У нас возник вопрос к 152-м».

 

Как выяснилось в процессе суда, по-настоящему спорной оказалась всего 21 композиция. О части песен Дуксин заявил, что знает их наизусть, как поклонник творчества Глеба Самойлова, но Вадиму они незнакомы, потому написаны уже после «Агаты Кристи».

 

Позиция ответчика была представлена так, что Вадим Самойлов никак не претендует на авторство песен. Но касательно исполнения вступают в силу смежные права. Дуксин отметил, что указанные песни были созданы с помощью «творческого труда» Вадима (аранжировка, сведение, мастеринг и пр.). «Писать стихи и ноты – это не весь творческий труд. Мы слышим не стихи, а полное и законченное музыкальное произведение, в создании которого принимал участие ответчик», – высказался адвокат.

 

Павел Дуксин, представитель Вадима Самойлова
Павел Дуксин, представитель Вадима Самойлова

После этого на сцене появилось третье лицо – юридическое. Как оказалось, в 2004 году было создано ООО Агата Кристи, которому Вадим и Глеб Самойловы в 2012 году передали права на воспроизведение/исполнение песен и получение за это вознаграждения. В составе общества всего три человека: Глеб Самойлов, Вадим Самойлов и, по словам Павла Дуксина, «некое лицо» (в сведениях о регистрации ООО в налоговой службе третьим учредителем указан Павел Николаевич Кадушин, владелец компании РАЙС-ЛИСС, с которой долгое время сотрудничала группа «Агата Кристи» – прим. Musecube). Все трое по договору имеют равные доли и, соответственно, Вадим Самойлов имеет смежные права исполнителя.  Доказательства и соответствующие документы об отчислениях в РАО адвокат Вадима Самойлова пообещал предоставить в дальнейшем.

 

Эта информация послужила для процесса поворотной точкой, и судья решил привлечь к следующему слушанию ООО Агата Кристи.

 

Следующее заседание пройдёт в Савёловском суде 18 августа в 16:00. Ожидается, что на этот раз Вадим Самойлов появится в суде лично.

 

После окончания слушания представители сторон прокомментировали ситуацию.

 

Яна Брутман и пиар-менеджер Глеба Самойлова и "The Matrixx" Елена Рудакова увозят обратно чемоданчик, полный музыкальных дисков. Для подтверждения авторского права он им понадобится на следующем заседании.
Яна Брутман и пиар-менеджер Глеба Самойлова и The Matrixx Елена Рудакова увозят обратно чемоданчик, полный музыкальных дисков «Агаты Кристи». Для подтверждения авторского права он им понадобится на следующем заседании.

Яна Брутман (Глеб Самойлов):

 

«Наша позиция остаётся прежней. Мы считаем, что другая сторона делает всё возможное, чтобы затянуть процесс. При этом они признают факт исполнения и авторство.

 

Вадим не является соавтором тех песен, по которым сейчас ведётся дело. У Вадима есть постоянное мнение, что без его участия Глеб не смог бы написать те песни, которые сейчас есть. Но такая роль «музы» Гражданским Кодексом не предусмотрена. Поэтому мы считаем, что это делается просто для того, чтобы отвлечь внимание суда и прессы. И что он просто не уважает права своего брата».

 

Павел Дуксин (Вадим Самойлов):

 

«Мы сегодня не полностью изложили свою правовую позицию, хотели услышать истца. Но нам неясна суть претензии. Непонятно, зачем просить Вадима не исполнять те песни, которые Глеб написал в составе группы «The Matrixx». И зачем запрещать композиции, которые созданы совместным творческим трудом, и которые Вадим всегда исполнял на концертах «Агаты Кристи». Вадим никогда не претендовал на авторство и не оспаривал его, а признавал это со сцены и выражал благодарность».

 

Во время судебного процесса корреспондента Musecube заинтересовала ремарка Павла о том, что он знает песни наизусть. Но вопрос об отношении к «Агате Кристи» и творчеству братьев адвокат ответил:

 

«Я поклонник группы «Агата Кристи» и творчества Глеба Самойлова. Я Глеба уважаю и отношусь с большим почитанием. И к глобальному таланту, который не оспаривается, и к его авторству, которое тоже не оспаривается. Но, в силу профессиональных обязанностей, я поддерживаю Вадима Самойлова, так как полагаю, что его правовая позиция является конструктивной. Мы ни на кого не нападаем, мы просим оставить то, что есть. Нападают на нас. Причём мы уверены, что это делает не лично Глеб, а те люди, которые, может быть, вокруг него сейчас находятся. Хотя формально истец он».

 

Репортаж и фотографии: Смехова Евгения специально для MUSECUBE

Фотография на миниатюре: http://agata.rip


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.