«Ваня»: детская сказка на взрослые темы

vO1RqfM7vIEСказки обычно рассказывают детям. О храбрых рыцарях и прекрасных принцессах, о чуде-юде и злых недоброжелателях. История, основные очертания которой знакомы с детства, была рассказана в театре «Karlsson Haus». В спектакле «Ваня» занят только один актер, но Михаил Шеломенцев успевает мастерски управиться со всеми планшетными куклами. Они немного несуразны, с длинными руками и огромными глазами, но так они кажутся еще беззащитнее. Казалось бы, сказка может заинтересовать только малышей, но это совсем не так. Спектакль адресован зрелым людям. Но как создатели спектакли умудрились сделать так, чтобы постановка была не только интересна взрослым, но и вызывала самые живые эмоции?

Рассказчик, на голове которого красуется мотоциклетный шлем, совершенно не похож на доброго сказочника. Он – скорее друг и помощник героев. Переживая за них всем сердцем, Михаил делал это с такой непередаваемой интонацией, что зал буквально лежал от хохота. Эту химию сложно объяснить или описать, нужно было и правда оказаться в зрительном зале.

Старик со старухой, старшие братья, съеденные драконом, чудесное появление богатыря на свет – знакомые персонажи и обстоятельства, не правда ли? Ход событий предсказуем, но благодаря оформлению и нежности спектакля, следить за приключениями Вани – одно удовольствие. Говоря на разные голоса и, чуть меняя свой образ, актер стремится воссоздать объемную картинку сказки, и это у него получается.

Один элемент декорации сменяет другой. Путешествие через горы и реки с интересом воспринимается зрителями: каждая деталь проработана в таких подробностях, что ты реально веришь и в глубокую воду и крутые перевалы. Вот баба-яга подсказывает богатырю верный путь – почти прямая ассоциация со сказками Роу, такими же светлыми и добрыми. Во взрослом возрасте перестаешь верить в сказки, но наивность сменяет внимательность и интерес к самому процессу действия.

swcevhWfbF0Свет и звук создают уютную, интимную атмосферу – зрители словно сидят вокруг небольшого костра. И недаром на переднем плане теплится лампадка. А может она просто защищает Ваню от неприятностей? Ведь в брюхе дракона можно и заблудится, так много там людей и домов. Неожиданным кажется фраза о том, что внутри – намного теплее и спокойнее. Не нужно ни о чем заботиться или беспокоиться, а спокойно жить на всем готовом. Возможно, и мы так живем, закрытые от всего нового и запертые в вакууме. Только Дракон для нас – не мифическое существо, а абсолютно реальный объект. И не постороннее, а наше, собственное чудовище, от которого иногда сложно, а порой и невозможно убежать.

Встреча Вани с прекрасной девушкой становится самым нежным моментом спектакля. В этот момент забываешь, что перед тобой – куклы. Злые братья пытаются убить Ваню и забрать девушку себе. Но обращаясь в птицу, та помогает жениху. Полет, ощущение свободы – вот то, что читается между строк. И крылья главных героев, и крыло самолета, где происходит все действие, они словно небольшие подсказки, наталкивают на совсем не сказочные размышления.

Постановка, совершенно заслуженно получившая несколько престижный премий, длится всего час, но ее теплота запоминается надолго. Спектакль затрагивает вопросы, которые куда как шире простой детской сказки. Но каждый ли может найти на нее ответ?

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.