Интересно заниматься только тем, что невозможно.
Вячеслав Полунин
Конференции, круглые столы и форумы для меня дело привычное. Но вот так чтобы несколько дней подряд обсуждать проблемы и особенности цирка — такого со мной еще не случалось. И как же это здорово, все-таки, погрузиться в совсем непонятную тебе среду. И начать хотя бы уж не разбираться , просто чувствовать происходящее. Конечно, неплохо, если это рассуждения не президента какой-нибудь спортивной федерации. А ведь бывает, к сожалению, и так. Ежегодный культурный форум в Петербурге охватывает максимально разнообразные виды искусства. На VIII Санкт-Петербургском Международном Культурном Форуме ведущие эксперты мира рассказывали о самых актуальных вопросах в области культуры и искусства. На тематических дискуссионных площадках обменивались опытом профессионалы в сфере театра, кино, цирка…
Я посетила площадку форума «Цирк и уличный театр». Тема дискуссии: «Образование артистов цирка». Ирина Селезнева — один из немногих историков данной темы — рассказывала о зарождении и развитии цирка как такового. Все началось с Филиппа Астлея — отца современного цирка, предпринимателя и изобретателя. Астлей был английским наездником, открывшим в 1768 году в современном районе Ватерлоо школу верховой езды и одновременно организовавшим в ней публичные платные представления, на которых демонстрировались трюки конной акробатики. Через некоторое время он решил добавить в представления номера клоунов, которые развлекали бы зрителей между выездками, а в 1770 году открыл новую школу верховой езды в огороженном манеже к югу от Вестминстерского моста. В 1772 году Астлей, пользовавшийся на тот момент известностью уже за пределами Англии, был приглашён выступать во Франции, в Версале. Надо отметить, что цирк в то время так не назывался. Это был амфитеатр и до постоянных представлений Астлея был лишь местом, где можно отработать умение выгодно выставить себя во время парада. Ибо доля военной аристократии в обществе в то время была достаточно высока. Дело Филиппа Астлея стало процветать, и после двух сезонов в Лондоне он решил добавить в представление большее количество наездников, а также привлёк музыкантов, клоунов, жонглёров, канатоходцев, акробатов, дрессировщиков и танцующих собак. Через несколько лет в манеже были возведены высокая сцена, трибуны и крыша. В 1782 году Астлей основал первый подобный амфитеатр за пределами Англии, во Франции, впоследствии сделав то же в 18 городах Европы. Во второй половине 18 века стало известно о дрессировщике Антонио Франкони. Он приобрел известность, показывая номера с птицами – голубями, куропатками, фазанами, и даже однажды давал представление в «Английском амфитеатре» Филиппа Астлея. Затем его заинтересовали лошади, он стал наездником и устраивал конные демонстрации в Париже, Лионе и построил собственный манеж. А когда ситуация в стране вынудила Астлея покинуть Францию, Франкони присвоил себе его детище. Теперь все показы шли только там, в «Амфитеатре». При Наполеоне искусство подверглось так называемому «очищению». Оно было разделено на высокое и низкое. Чтобы выжить в данных условиях, цирк пришлось назвать Олимпийским (в связи с модой на античность). Именно тогда у Франкони-Астлея появилось пространство, был придуман знаменитый круглый манеж. При желании побольше узнать об этой теме, можно почитать книги искусствоведа и историка цирка Юрия Дмитриева.
Задачей форума является не только создание площадки для сотрудничества профессионалов конкретного вида искусства, но и привлечение внимания к проблемам в своей области. А большинство проблем связано с двумя факторами: отсутствием должного финансирования и сложной адаптации цирковых артистов в современных достаточно быстро меняющихся условиях. Подход старой школы к артисту цирка сродни подходу к тренировке спортсмена. Отсюда все ГОСТы, связанные непосредственно с физическим воспитанием. Задача современного цирка — создание среды для формирования актерского мастерства. Рассказывали о своих цирковых центрах французы и датчане, китайцы и бельгийцы. Сильное впечатление произвело выступление Павла Брюна — руководителя школы и колледжа Олега Табакова. Он говорил о том, как сложно сломать сложившийся годами стереотип в подходе к обучению цирковых артистов, склонных к натасканности. Человек натасканный может добиться высоких результатов, но краткосрочных. Не достижение способа, а постижение принципа — вот новая планка в образовании. Также Павел Брюн рассуждал о том, как важен момент внимания для артиста. Научить быть «в моменте» — задача для преподавателей не только цирковых, но и театральных школ. Внимание — это все по сути. Любовь — повышенный момент внимания. Трагедия — потеря внимания. И это то, чему, как ни странно, может научить цирк.
Российскому цирку официально 100 лет. На самом деле больше. Первый стационарный цирк был открыт в 1827 году в Петербурге, но все представления в нем давали иностранцы. Попытка построить стационарный русский цирк была предпринята только через 45 лет братьями Никитиными сначала в Пензе, потом в Саратове. Это были деревянный здания. Первым каменным цирком стал цирк Чинизелли, построенный в 1877 году, который считался уникальным техническим сооружением. Москва не отставала. Первый стационарный цирк в 1880 году на Цветном бульваре открыл Альберт Саламонский. Спустя 100 лет его перестроили с нуля. Процессом руководил народный артист СССР Юрий Никулин. Тогда же началось строительство цирков по всей стране. В 60-е стали появляться кардинально новые цирки. «Летающие тарелки» и «фуражки» — именно так прозвали крупные цирковые здания. Цирки появлялись по всему СССР. Неизменным в них было то, что зрительный зал всегда строился в виде амфитеатра, а манеж оставался диаметром в 13 метров.
100-летию цирка было посвящено пленарное заседание в Атриуме Главного штаба Эрмитажа. Делились воспоминаниями ветераны цирка, рассказывал о своем центре во Франции и работе в Cirque Du Soleil фантастический клоун и режиссер Вячеслав Полунин, выступила с номером девушка на шаре, вздыхал о трудностях нового цирка и чрезмерной осторожности современных артистов гимнаст Александр Брусникин. И что бы они не говорили, они как будто все время оставались в своем волшебном 13-метровом кругу. Даже сухой официальный формат не может властвовать над душами клоунов, дрессировщиков и воздушных гимнастов — это же с детства известно.
Лена Ле специально для MusecubeИспользованы фотографии Дарьи Ивановой с официального сайта Культурного Форума
Добавить комментарий