Знакомство с хиппи у многих ограничивается весьма узким пониманием. В самом примитивном изложении возникшую в 60-х годах прошлого столетия философию описывают пресловутым лозунгом «Make love, not war!», а представителей этой субкультуры – свободолюбивыми пацифистами, которые ведут почти бродяжнический образ жизни. Но так ли все просто? Или поверхностные суждения неосведомленных не добрались до глубинной сущности идеологического движения стремящихся вернуться к природе?
Эстонская режиссер Терье Тоомисту сняла документальный фильм, посвященный всем аспектам существования хиппи как единого живого организма. История сосредоточена на группе эстонских хиппи, которые отправляются на сбор в Москву из Таллина, чтобы 1 июня отметить годовщину разгона антивоенной демонстрации 1971 года. Постепенное знакомство с героями обрастает подробностями, которые уходят корнями в период основания движения Юрием «Солнце» Бураковым, названного «Системой» (первоначально «Солнечная система»), и борьбы властей СССР с хиппи как инородным элементом.
Вдруг оказывается, что жизнь «детей цветов» не была такой уж цветочно-беззаботной. Приводы в милицию, избиения, уголовные сроки, лечение в психушке инсулином. Идти по улице и смотреть на сто пятьдесят метров вперед, чтобы вовремя разглядеть фигуру полицейского. Длинные волосы и борода автоматически взывали к осуждающим взглядам, знак «пацифики» в глазах советской пропаганды приравнивался к вариации свастики, а сами хиппи – к фашистской группировке. Поэтому каждый выход на улицу становился все равно что выходом на войну.
Тоомисту скрупулёзно отнеслась к воссозданию колорита эпохи, подойдя к сути проблематики с разных сторон. Главная из них – интервью с реальными представителями течения, которые стояли на пороге возникновения идеологии и придерживаются ей до сих пор. Живое олицетворение развития движения и его существования в рамках сменившихся устоев и власти, они честно делятся со зрителем историями, открывая завесу над построенным когда-то лично для себя миром, где нет места войне, но есть – музыке. Режиссер пытается донести до зрителя причины возникновения культуры, которую, по сути, сформировали своим отношением к миру те, кто позже будет бороться с желавшими найти в образованной культуре спокойствие и свободу. Красной нитью документальных нарезок через фильм проложена мысль о противостоянии властей и хиппи, причем рассматривается власть не только времен СССР, но и современная – отражение политического состояния на сообществе хиппи теперь уже разных, не объединенных союзом стран. Особо красноречиво передает на метафорическом уровне появившиеся изменения блокнот, где были записаны номера и адреса всех хиппи, к которым можно было пойти переночевать внутри всего советского пространства по «рекомендации» идеологического единства.
Но противостояние государства и хиппи не есть сама суть создания ленты. Говоря о хиппи, надо делать упор на внутреннюю наполненность. Что есть хиппи? Музыка, стиль, запрещенные препараты? Режиссер подошла со всей ответственностью к музыкально-изобразительной части фильма. Типичные песни, разговоры о культовых The Beatles, зарисовки из блокнотов, странные мультики, «дымная» атмосфера – галлюциногенное путешествие сознания при помощи безопасного и легального экрана кинотеатра. Задумывался ли до просмотра этой документалки зритель о том, что мультфильм «Тайна третьей планеты» вполне тянет на порождение опьяненной фантазии?
Но, несмотря на разностороннее раскрытие образа субкультуры в фильме, так до конца и не ясна обобщенная цель пребывания по ту сторону идеологии, четко сформулированное место, к которому, в конце концов, стремятся «дети цветов». И не станет понятно, потому что полноценного объяснения не существует даже, кажется, у самих хиппи.
«Мы плохо знаем, куда мы идем, но очень хорошо знаем, откуда».
Валерия Стойкова специально для Musecube
Добавить комментарий