«Аквариум» в преддверии условного «4000-летия»

Юбилейный для «Аквариума» 2012 год открылся концертами в клубе Б2. 2 и 3 февраля была отыграна, по свидетельствам очевидцев, почти одинаковая программа. Изначально февральская пара планировалась, как акустика+электричество, однако на этапе подготовки музыканты в итоге решили отыграть два электрических концерта. На одном из них, 2 февраля, довелось побывать и мне. Февральские концерты открыли тур в преддверии юбилея: грандиозное празднование условного «4000-летия» «Аквариума» состоится в апреле в Крокус-Сити Холле. Уже сейчас объявлено о завершающей стадии подготовки пластинки под названием «Лучшие песни XXI века»: завершён мастеринг. Дело за малым – скоро тираж уйдёт в печать.

Когда группе столько лет, сколько живёт «Аквариум», повод во славу чего дать концерт можно без проблем придумать всегда, что позволяет Борису Гребенщикову с лёгкостью изменять своим принципам «антифосности», подключая второе «Я» — играю, когда хочу и что хочу. Впрочем, он это делает столь изящно и мило, что вызывает своими поступками лишь дополнительные приступы всеобщего обожания.

На краю сцене букет, на заднике неизменное изображение Будды. Открывает концерт, как и часто в последнее время, «Скорбец» («Скорбец» — 1999) — мрачный, резкий, настоящий. Он звучит после приветстенных «Здравствуйте! Добрый вечер!» и парадоксального объявления «тарантеллы». И сразу вслед боевая «Трамонтана» («Zoom, Zoom, Zoom» — 2005).

В середине 00-х «Аквариум» проинформировал своих поклонников, что вскоре будут выпущены два тематических сборника. Одним из таких сборников стала пластинка «Reggae» (2005), содержащая единственную новую песню «Слова растамана». Именно она и стала следующей песней концерта, завершившейся раста-проходом БГ по сцене.

В процессе концерта почти полностью отзвучал последний (2011 года) альбом «Архангельск». «Огонь Вавилона» с длиннющим соло свингующей перкуссии Шара. «Назад в Архангельск» с резкими хлёсткими окончаниями самого БГ, «Красная река» — одна из немногих песен, в которых сохраняется фирменное вибрато музыканта, «серьёзный, социально-значимый» «Марш священных коров», трубно-пафосный «Капитан Беллерофонт», «Небо цвета дождя», … .

БГ, забавно закрывая рот тыльной стороны руки (типа голову спрятал в песок, значит меня не видно), предупреждает музыкантов, какая песня будет исполняться следующей.

Борис Гребенщиков – как и много лет назад, перфекционист, и «Аквариум», стараясь делать то и так, чтобы удивить самих себя, по-прежнему этого добивается, хоть в итоге и не всегда того, что изначально планировалось.

Знаю, многие фанаты «Аквариума» со стажем обижаются: вот, дескать, БГ совсем не играет старых песен, включая в плей-лист преимущественно новые. Но ведь это закон жизни такой: новые песни зачастую самые любимые. Для автора (читай — родителя) это как младший ребёнок, который требует больше всего заботы и внимания, тогда как более старшие давно уже оперились, выпорхнув из родительского гнезда, и зажили самостоятельной жизнью.

Но на концерте в Б2 прозвучали и достаточно старые песни: 8200 («Кострома mon amour» — 1994), «Королевское утро» («Любимые песни Рамзеса IV» — 1993), и гораздо более древняя «Аделаида» (Равноденствие — 1987). БГ заводит гитару о комбик, звучит вполне себе дельтаблюзовое вступление, начинается «Я – змея». А это вообще альбом «Дети декабря» (1985).

20 песен – без малого 2 часа и в финале бис: «Джа даст нам всё» (Единственный дом) («Синий альбом» — 1981), многозвучная с длинным проигрышем и прямым боем «Партизаны полной Луны» («Равноденствие» — 1987), она просто-таки взорвала сознание. И совсем уж на прощание — «День радости» («Русский альбом» — 1992).

Приходят и уходят музыканты, меняется состав (вот и на концертах в Б2 с группой на сцену вышел новый ударник), но, «если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум», — говорит Борис Борисович, — Это буду не я лично, потому что мы когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это «Аквариум». Сцена Б2 для большого коллектива тесна : первая линия – клавишник Рубекин, флейтист Финнеган, сам БГ, басист Титов, мультиинструменталист Тимофеев, вторая – перкуссионист Шар, духовая секция, скрипач Суротдинов, ударник, но, когда они вместе, они делают одно большое чудо.

Борис Борисович трогательно целует подаренные герберы. «Аквариум — это сияющий зверь, — сказал он в одном из недавних интервью. — Крылатый сияющий зверь. Он приносит вам лекарство. Он приносит то, чего вам не хватало, а вы сами этого не знали».

Почему сияющий и почему зверь? Непонятно. А, впрочем, надо ли понимать и даже пытаться понять? Ведь главное, что от музыки Гребенщикова кому-то становится лучше. Вот меня, например, концерты «Аквариума» традиционно вводят в состояние удивительной лёгкости и какой-то почти необъяснимой эйфории.

Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Светлана Боброва


Один комментарий на «««Аквариум» в преддверии условного «4000-летия»»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.