«Американо-мексиканский стиль русской культуры» Омара Торреза

Странный концерт произошёл в обновлённом Music Town Club пятничным вечером 7 декабря. На сцене не так давно переехавшего на новое место легендарного клуба выступили Omar Torrez и Blacktone Kings. Гитарист из Лос-Анджелеса известен больше всего по работе с Tom Waits в туре Glitter and Doom Tour и последующей записи концертного альбома Glitter and Doom Live. Это, так, для справки, 2008 год. И уже после Торрес вдруг стал востребованным и незаменимым, теперь он ездит по всему миру, играя с такими разноплановыми исполнителями, как Kinky, Buena Vista и Jethro Tull. Отметился Torrez совместными работами и выступлениями и с российскими музыкантами. Под обаяние гитариста попали Александр Ф. Скляр и Илья Лагутенко («Мумий Тролль»).

Обладая пониманием и чувством того, как должен звучать блюз и фанк, пусть даже и с явным влиянием мексиканских и афро-кубинских ритмов, отлично чувствуя себя в блюз-роке и даже почти в панке с грязно гаражным звуком, Торрез увлёкся фламенко и сальсой. И вот теперь весь этот странный и завораживающий своей эклектикой сплав Омар обрушивает на головы слушателей. Казалось бы, это здорово. Вопрос лишь в том, в каких пропорциях нужно смешивать самые интересные ингредиенты, чтобы на стол было подано удобоваримое блюдо, а не просто месиво. И наверняка страна и даже аудитория определяют плей-лист каждого конкретного выступления. В Москву музыкант приезжает с концертами уже не первый раз, и видно, что с тех пор у него сформировалась здесь своя группа поддержки.

«Добрый вечер, Москва! Как дела?» — приветствует Омар собравшихся. На нём неизменный, небрежно свисающий шарф. В этот вечер на сцену вышло трио, в котором уже в первой композиции даже гитара самого Торреза временами становилась ритм-гитарой, вливаясь в ритм-секцию. Впрочем, это были, пожалуй, лучшие моменты концерта.

Омар так и общался с публикой на сумасшедшей смеси ломаного русского, английского и мексиканского. Впрочем, не менее безумной была и подборка исполненных номеров: «румба про Москву», что-то там такое про «Белую Гвардию» и «Булгакова», начинающееся наподобие романсов времён серебряного века хрустальным гитарным перебором, баллада с соло в стиле фламенко, наконец, то самое, что порадовало, собственно, меня: песни с грязным гитарным звуком, монотонной ритмикой и меланхолической депрессивностью.

Общее у композиций было лишь одно: все они начинались с фонограммного ритмического рисунка. Это вообще загадка: зачем он? Драммер, ты где? Ты вообще был на сцене? Однако, посетителей это ни в коем разе не смущало, в это время у них вызывали приступы гогота собственные шутки типа «Шизгару давай!»

«Американо-мексиканский стиль русской культуры» (это цитата из самого гитариста) включал в себя упоминания «Собачьего сердца», «Михаила Булгакова» и «Троцкого» в разных комбинациях. Впрочем, на деле это оказалось вполне себе симпатичной боссановой с подчеркнутыми, традиционными для нее второй-третьей парами восьмых и псевдозатактом вначале.

«Дамас и кавалерас, а также мужчины и женщины» благосклонно наблюдали за тем, как электрогитара была поменяна на акустическую, а Омар Торрез выдал одну за другой две «очень романтические» «национальные мексиканские песни». Но и грязный непричёсанный, местами гранжево-депрессивный звук известной Burn It Down, сменивший цыганско-балканские мотивы, был воспринят публикой ничуть не хуже предшествующих хоровых завываний.

Оказывается, в зале почти весь концерт находился Александр Ф. Скляр, так, впрочем, и не вышедший на сцену. Лишний микрофон, скромно простоявший всё это время в сторонке, так и остался невостребованным.

Сергей Воронов (The Crossroadz) просочился в гримёрку и присоединился к выступающим лишь на бисе. Две последние вещицы — Take it Easy и RedHouse — существенно скрасили моё подскисшее состояние. И пусть басист слегка лажал в джиммихендриксовском RedHouse, но это же был блуезззз с внятной фразировкой, интересной пунктуацией и яркими соло, и насыщенность фламенкообразными гармониями ни капли не помешала.

Омар Торрез – гитарист-виртуоз, несколько лет назад поразивший всех, когда во время фестиваля Bumbershoot в концертном зале Seattle Opera вышел с чужой гитарой и сходу выиграл национальный конкурс гитаристов имени Джимми Хендрикса. Это, вне всякого сомнения, талантливый и мегаспособный музыкант, с удовольствием импровизирующий налево и направо.

Сам Омар говорит: «Моя философия заключается в том, чтобы быть открытым к величию людей во всех их формах, расах и культурах. Я так много получаю от выступлений для людей из разных концов мира, что это сильно питает моё творчество.

Я вижу свою миссию в музыке в объединении людей всех возрастов, образования и социального статуса как известными, так и абсолютно новыми средствами, чтобы почувствовать себя единым целым через ритмическую мощь моих песен».

И как раз в этом его удача и одновременно его крест и беда. Увлекаясь, стремясь смешать всё и вся, дойти до каждого слушателя, угодить (причём ему сам процесс явно доставляет истинное наслаждение) он выдаёт конечный продукт весьма странного свойства, продукт, в котором каждый всенепременно находит что-то своё, но именно за этой мешаниной, к сожалению, перестают быть видными его истинные таланты.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Ивана Бурова здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.