Бах и Мендельсон в трактовке Лео Кремера

Использовано фото с сайта afisha.ru

15 июня «Музыкальная коллекция» петербургской филармонии пополнилась ещё одним именем – в Большом зале состоялся органный вечер Лео Кремера, посвящённый 75-летию музыканта. В двух отделениях прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха и Феликса Мендельсона. Несмотря на то, что два композитора жили в разное время, между их творчеством есть огромная связь. Именно Мендельсон открыл миру Баха. Спустя ровно 100 лет с момента написания и первого исполнения в 1729 году духовной оратории «Страсти по Матфею» она прозвучала под управлением Феликса Мендельсона в Берлине. Тот концерт имел огромный успех, и постепенно сочинения Иоганна Себастьяна Баха стали возрождаться.

 

Лео Кремер сыграл несколько хоралов Баха, которые звучат лишь на протестантских богослужениях в церкви. Нам удалось послушать их в концертном исполнении.

 

Хоралы “Gelobet seist du Jusu Christ” («Слава Тебе, Иисусе Христе»), “O Mensch, bewein dein Sünde groβ” («Плачь, род людской, твой грех велик»), “Vom Himmel hoch, da komm’ ich her” («Схожу с высот небесных я»), “In dulci jubilo” («В нежной радости да воспоём»), “Vor Deinen Thron tret ich hiermit” («Пред троном Твоим предстаю») имеют фольклорные корни. Народные напевы, взятые Бахом за основу, всё же остались мелодиями народными, но наполнились большим эмоциональным содержанием и духом протестантских гимнов эпохи Реформации. Вообще, хоралы в творчестве И.С. Баха вернули своё первоначальное значение и снова стали выражать мысли и чувства людей.

 

Помимо хоралов, Лео Кремер исполнил последнюю неоконченную тройную фугу из сборника И.С. Баха «Искусство фуги» (Contrapunctus 19, BWV 1080). В одной из трёх тем (последней) композитор зашифровал свою фамилию, положив в основу четыре звука: B-A-C-H (си-бемоль-ля-до-си-бекар). Впоследствии многие авторы использовали в своей музыке эту тему, отдавая дань великому композитору.

 

Произведения Баха Лео Кремер перемежал с сочинениями Феликса Мендельсона. Соната №3 Ля мажор для органа (ор.65) и две прелюдии для органа Соль мажор и ре минор, как и все органные вещи Мендельсона, написаны под влиянием Иоганна Себастьяна Баха. Но Феликс Мендельсон явился первооткрывателем жанра романтической органной сонаты, опираясь на традиции барочной музыки, испытывая при этом и воздействие современного ему течения. Так, в прозвучавшей Сонате №3 финал напомнил созерцательную миниатюру с романтическими мелодиями «песенного» склада, которые слышатся и в «Песнях без слов» того же Мендельсона. А в первой части сонаты используется тема протестантского хорала, причём она становится основой двойной фуги (снова связь с Бахом!).

 

Кроме оригинальных произведений, Лео Кремер сыграл свои импровизации в форме фантазии на Ноктюрн и в форме токкаты на Скерцо Феликса Мендельсона из музыки к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Они оказались интересными по задумке и приобрели необычное звучание на органе. Здорово, что музыкант является не только исполнителем, но и композитором. Следующий выход Лео Кремера на сцену Большого зала Филармонии ожидается уже 21 июня, и тогда он предстанет перед нами в качестве дирижёра: прозвучит великая оратория Йозефа Гайдна «Времена года».

 

Анастасия Видмайер, специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.