16 января
в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялась российская премьера оратории Георга Фридриха Генделя “Геркулес”.
Гендель — один из моих любимых композиторов, и потому премьеру “Геркулеса” я ждала с особым чувством. На мой взгляд (я не профессионал, просто очень люблю барочную музыку) премьера удалась и может считаться по-настоящему значимым событием этого сезона.
Даже спустя несколько дней в памяти то и дело возникают образы, созданные солистами. Учитывая, что это было концертное исполнение оперы (оратории или музыкальной драмы — в данном случае, верны все три определения), это особенно ценно – значит, драматическая наполненность партий была на очень высоком уровне.
Мое зрительское место было в портике (всегда хотелось попасть именно в эту часть зала Чайковского!) Не идеальное с точки зрения акустики, оно, тем не менее, дает возможность во всех деталях увидеть взаимодействие дирижера с солистами, оркестром и хором, а это, поверьте, не менее увлекательно.
Успех премьеры объясняется по-настоящему “звездным” составом участников: за пульт камерного оркестра Musica Viva встал признанный интерпретатор Генделя британец Кристофер Мулдс (он же играл на клавесине). Солисты: шведское сопрано Анн Халленберг, одна из ведущих исполнительниц барочного репертуара, триумфатор российской премьеры оперы Генделя “Ариодант” в 2011 году; лирическое сопрано Люси Кроу (Великобритания), итальянское контральто Ромина Бассо, британец Айвон Ладлоу (бас-баритон), тенор Николас Пан, а также российский певец Олег Цыбулько (бас). Помогал им вокальный ансамбль “Интрада” (художественный руководитель и одна из участниц хора — Екатерина Антоненко).
Сочиненная Генделем в 1744 году, эта музыкальная драма рассказывает о жестоких нравах, любви, ревности и соперничестве. Англоязычное либретто к “Геркулесу” (по трагедии Софокла “Трахинянки” и девятой книге “Метаморфоз” Овидия) написал священник Томас Броутон. Древнегреческий сюжет придает особое настроение оратории. Безусловным открытием для меня стала Анн Халленберг в партии Деяниры, ревнивой жены Геракла. Кстати, было бы логичнее, если бы опера называлась “Деянира”, так как именно она, а не могущественный Геракл, центральная фигура в этой истории, источник бед и страданий, за которые сама же потом и поплатилась лишением рассудка.
Несколько разочаровал Айвон Ладлоу в партии Геркулеса (меня не столько смутили вокальные способности, тут я не сильна, хотя знающие люди говорят, что он не обладает достаточным потенциалом для исполнения барочной музыки), сколько излишняя наигранность, а местами – наоборот, недостаточно эмоциональная подача. Молодой тенор Николас Пан в роли сына Геракла Гилла был достаточно убедителен, мне понравилась его эмоциональность. Люси Кроу, которую я до этого слышала лишь в партии Сервилии в опере Моцарта “Милосердие Тита” во время трансляции из нью-йоркской Metropolitan, пленила своим нежным голосом и искренностью образа. Очень хороша была Ромина Бассо в партии слуги Деяниры Лихаса. Российский бас Олег Цыбулько появился на сцене всего пару раз в маленькой партии жреца Юпитера. Тем не менее, для начинающего певца и артиста Молодежной оперной программы Большого театра участие в российской премьере оратории Генделя — значимое событие в его только начинающейся карьере.
Если в начале вечера в зале был аншлаг, то после второго антракта ряды заметно поредели – возможно, это было вызвано тем, что оратория шла почти три часа, а без визуальных эффектов и костюмов вокальный жанр непосвященным слушателям воспринимать сложнее. До конца остались лишь самые преданные, для кого уже одна музыка великого Генделя — достаточный повод провести несколько часов в концертном зале.
Софья Тихомирова, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева здесь.
Добавить комментарий