Без жалости, без тоски

Atomic — Взрывоопасный коллектив из суровых норвежских интеллектуалов, не лишенных чувства мора, 20 апреля взорвал зал КЦ ДОМ своими поистине террористическими «tunes».

Это был тот самый день, когда в клубе было так много народу, и шла суровая борьба за места: на стульях первой половины рядов лежали бумажки с надписью «занято». Сегодня герои нового джаза полным составом в Москве впервые. И, как потом сами сказали, были удовлетворены такой пестрой и многочисленной публикой. Может быть, они  боялись, что никто не придет на концерт?

Коллектив был сформирован в 2000-м году. Состоит из известных в узких кругах любителей новой импровизационной музыки музыкантов, многие из которых одновременно задействованы в других, не менее воодушевляющих на подвиги проектах. Признан значительным в истории нового джаза явлением. В творчестве использует не только атомные, но также и юмористические приемы. Деконструировали, полифонизировали самую грустную и депрессивную песню Radiohead. Грусти и тоски у этих монстров, как и прочей меланхолии, нету и в помине. Они оставили ее где-то на просторах своей Норвегии, чтобы безжалостнее убивать своих слушателей. Кстати, не пытайтесь проникнуться этим чувством, слушая запись – там нет и доли той бодрой энергии, что звучит в live-выступлениях. Итак, коллектив состоит из следующих музыкантов, о которых вы, впрочем, могли бы узнать из многочисленных анонсов события в многочисленных СМИ. Да, событие было освящено в СМИ очень обширно и настойчиво: КоммерсантЪ, Джаз.ру, Ведомости, Посольство Норвегии, Радио Культура, Звуки.Ру, Ваш Досуг, Mail.ru, различные «Интервью с надеждой нового джаза» и проч. Каркас такой сложной конструкции, разумеется, «контрабасист Ингебригт Хокер Флатен и барабанщик Пол Нильссен-Лав (оба норвежцы) — сегодня, пожалуй, самая сильная и радикальная ритм-секция, по крайней мере в среде так называемого свободного скандинавского джаза, того, что имеет дело со спонтанным музицированием, вольной импровизацией, творчеством в реальном времени.

Барабанщик также играет с проектом The Thing, такими же монстрами-издевателями. В их арсенале, кроме безумного джаза – дикие каверы на Yeah Yeah Yeahs, White Stripes и проч. Трубач – Магнус Бру; Фредрик Юнгвист на саксофоне – автор большинства «tunes», то есть – писатель нот, что бы было над чем импровизировать. Этот прекрасный человек постоянно забывает название своих произведений, так что их ему приходится подсказывать Ховарду Вийку, что отвечает за клавишные.

На концерте, разумеется, было то, чего и следовало ожидать: мы были разгромлены, восхищены и подавлены. Кое-кто даже заснул от страха. Да ладно, все знают, что хорошая музыка способствует преобладанию альфа-волн в мозгу, что плодотворно влияет на спокойствие и просветлительный факторы. Возможно, сон – это защитная реакция организма, потому что в зал было выброшено очень много энергии звуковых волн.

Если бы обыватель случайно попал на концерт, ему эта музыка показалась бы набором звуков, которые заперли где-то очень надолго, а потом, наконец-то, дали выбраться наружу. И они хаотично сыплются на головы зрителей. На самом деле, разумеется, все было не так: музыка организовывалась по своим собственным законам и развивалась, придерживаясь хода своей логики. И все это – музыкальный каркас, на поверхности которого периодически высвечивают золотыми спинками, как дельфины из воды выплывающие духовые-привет-гангста-фильмам 30-х годов. Или, вот более вольная ассоциация: в детстве у меня была такая штука — золотая карусель, которая крутилась от энергии свечей, с прицепляющимися к ней штуками, всякими зверями и прочее. Только в данном случае ее раскрутили на огромную скорость и еще поставили рядом комбайн. Да еще соседи решили сделать ремонт, поэтому кажется, что вам в голову забивают гвозди. С особым ритмом, так как соседи – музыкально образованные люди. А еще по телевизору за кем-то гонится Джеймс Бонд или Черный Плащ, обратившийся в трехногое чудовище. Нет, все эти слова не могут описать шарма прекрасной и суровой музыки.

Новый альбом «Here Is A Hole In The Mountain» выходит на днях, нам был представлены некоторые композиции с него, и еще, Джон Колтрейн просил передать всем привет.

Специально для MUSECUBE Мария Черкасова
Фотоотчёт Дарьи Савельевой смотрите тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.