Биртман жив!

01Петербургский музыкальный коллектив Биртман заявил о себе сравнительно недавно — в прошлом году вышел их дебютный альбом «Следы от компота», состоящий из песен загадочного Зиновия Аркадьевича Биртмана (1934—1981) — поэта, музыканта и писателя, которого называли «тюменским Высоцким» и «Довлатовым из Сибири». Как гласит легенда, энтузиасты из общества «Наследие» случайно наткнулись на архивные записи музыканта в Тюмени, которые хранились у одного коллекционера, а затем приняли решение их отреставрировать и перезаписать. Кроме того, в руки энтузиастов попали две тетради стихов и рукописи нескольких рассказов Биртмана, на основе которых была выпущена книга «За все, Тюмень, благодарю». В апреле нынешнего года увидел свет второй альбом коллектива — «Стенка», куда вошли новые восстановленные песни Зиновия Аркадьевича. Альбом определенно имел успех, долгое время удерживая лидирующие позиции среди популярных альбомов на iTunes.

 

В чем же состоит феномен «тюменского Высоцкого»? При ближайшем рассмотрении выясняется, что песни пестрят современными словами и выражениями — «селфи», «лайки», «ice bucket challenge» и прочими, что указывает на их современное происхождение. Да и история жизни непризнанного музыканта и поэта, озвученная энтузиастами из общества «Наследие» в интервью интернет-порталу, не может быть истиной в последней инстанции. Многие факты говорят о том, что Зиновий Биртман — это искусная мистификация, поданная под соусом оригинальной музыкальной аранжировки в духе 60-70-х годов прошлого века и играющая на чувствах ностальгии по прошлому. У новоявленного коллектива уже успели появиться свои фан-клубы, а многие почитатели творчества Зиновия Аркадьевича свято верят в его существование, несмотря на явные нестыковки. Но что в этом плохого? Людям всегда были нужны герои, неважно, настоящие они или вымышленные. А вот коллектив Биртман вполне себе живой — выпускает альбомы и играет концерты. Очередной такой концерт прошел 24 сентября в стенах клуба «Зал Ожидания».

 

10К назначенному времени помещение клуба было прилично заполнено, фактически был аншлаг. Кого здесь только не было! На танцполе можно было увидеть абсолютно разную публику — от футбольных фанатов и вездесущих хипстеров до вполне респектабельных интеллигентов и деятелей музыкального искусства. Особенно ярко это проявилось уже во время концерта, когда у сцены практически не прекращался слэм, а в других частях зала публика спокойно стояла и слушала, периодически подхватывая припевы песен.

 

Концертный состав Биртман состоит из девяти человек, каждый из которых является весьма колоритным персонажем. В него входят фронтмен и вокалист Дмитрий Наумов (он же председатель «Наследия»), гитарист «Граф Палыч» (он же историк-краевед), клавишник Жорж Максимов, бэк-вокалистки Ксения и Алена, а также басист, ударник, саксофонист и перкуссионист (их имена не установлены). У музыкантов весьма харизматичный внешний вид, который подчеркивали стильные наряды в духе 70-х годов прошлого века. Особенно это касалось бэк-вокалисток, которые по ходу концерта успели переодеться несколько раз.

 

Что касается музыкальной составляющей, тут фанаты получили все сполна (ну, или почти сполна). Музыканты прошлись по всем хитам, исполнив «Илососка», «Пригласите негра танцевать», «Чак Норрис», «Все диджеи петушьё», «Коньяк Арарат», «Олень», «Селфи» и другие композиции из двух альбомов. Не обошлось и без новинок — Биртман исполнили новый трек «Бушлатик Stone Island», который, видимо, также был найден в тех старых архивах тридцатилетней давности. Музыка коллектива воспринимается достаточно легко, припевы западают в память с первого прослушивания, а духовая секция и элементы ска придают ей необходимые бодрость и драйв, заставляя особо отчаянных фанатов слэмиться на протяжении всего концерта. Музыкантам удалось органично соединить в своем творчестве элементы шансона, ска и эстрадных шлягеров 70-х, разбавив этот гремучий коктейль порцией здорового юмора и иронии.

 

16Программа концерта была разделена на две части с пятнадцатиминутным антрактом и длилась полтора часа. За это время Биртман исполнили практически все свои песни, кроме одной. «Зи-га-ни!» — скандировала публика в надежде услышать любимый хит, но музыканты сделали вид, что не знают такой песни, предложив публике еще раз спеть про «Негра». Неужто с переходом на более крупные концертные площадки музыканты стали больше заботиться о своем имидже, введя некую цензуру? Подтвердить или опровергнуть сей факт можно будет на ближайшем концерте в Петербурге, который состоится 24 декабря в клубе «Космонавт».

 

Подводя некий итог, можно резюмировать — Биртман жив! И не важно, существовал ли в реальности этот персонаж или это все выдумки талантливых энтузиастов из общества «Наследие». Песни Биртмана существуют, они живут своей жизнью, заставляя людей испытывать живые эмоции, а это дорогого стоит. Эта легенда стоила того, чтобы ее придумали.

 

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Евгения Мироненко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.