Бит-квартет «Секрет» — 30 лет на бис.
17.11.16. Ангар, 11. Тель-Авив.
До своего отъезда в Израиль (а на тот момент мне не было ещё и четырнадцати), я успел побывать на двух рок-концертах: «той самой» легендарной группе «Блиц» (официальной трибьют- группе Beatles в СССР) и на «Секрете» (а также аж дважды на спектакле «Король Рок-н-Ролла» всё с теми же «секретами» в ролях). С Максимом Леонидовым я пересёкся уже в Израиле – тогда он выступал под акустическую гитару в небольших ДК для таких же, как и он, свежеиспечённых эммигрантов. Довольно быстро выучив язык, Максим записал весьма неплохой альбом на иврите. Надо заметить, «продвигали» его в Израиле довольно активно. Песни из альбома постоянно крутились по радио, сам Максим в компании местных рок-звёзд регулярно мелькал по центральному ТВ, снимался в рекламах и сериалах, активно концертировал. Очевидно, его случай должен был служить примером удачной эмиграции и вливания в израильское общество. Но по различным причинам «карта не легла» и, записав ещё один альбом, музыкант, как известно, вернулся в Россию. Но что-то я отвлёкся.
Живя в Израиле, среди огромного количества музыки, которую я слушал, я старался следить и за тем, что выпускают экс-секретовцы. Признаться, «Секрет» в формате трио оставил меня абсолютно равнодушным, равно, как и дальнейшее творчество Андрея Заблудовского. А альбомы Максима Леонидова были весьма симпатичными, хоть и не всегда «ровными». На концерты Леонидова уже с «Гиппо-бэндом» я попадал ещё дважды – один раз, приехав туристом в родной Питер, а второй – во время их гастролей в Израиле. Ну а «Секретовские» реюнион-концерты я смотрел в видеозаписях.
Интересно, что в перерывах между реюнионами музыканты порой клялись и божились, что никогда не выйдут вместе на одну сцену (я лично был свидетелем, как в Израиле Максим Леонидов сказал это прямо со сцены). И тут не просто очередной реюнион! Группа приезжает в Израиль в полном составе. Разумеется, идти или не идти вопрос не стоял, и билет в стоячий партер (ну что за вопрос – естественно, как можно ближе к сцене) был куплен едва ли не в тот же день, как концерт был объявлен. Признаюсь честно – я волновался. За это время я побывал уже на концертах сэра Пола и «Роллингов», стоял в метре от Рэя Манзарека и Рика Уэйкмана, выходил на одну сцену (в силу чрезмерной наглости, присущей молодости) с Роем Харпером, но сейчас, на пороге (страшно сказать) сороковника, я волновался перед приездом группы «Секрет». Ведь это, чёрт возьми, встреча с первой любовью 27 лет спустя. Как психолог, могу сказать, что такие встречи могут быть весьма чреваты, и светлые юношеские воспоминания могут быть окончательно и бесповоротно отравлены. И слава Богу, что этого не произошло.
Ну а теперь, после такого длиннющего лирического отступления, рассказываю по порядку.
Тель-Авивский зал «Ангар 11» — место большое и вместительное. Здесь я слушал Whitesnake, Jethro Tull, The Doors (ну хорошо-хорошо, Рэя Манзарека с Робби Кригером), «Океан Эльзы». В зале всегда можно найти точку, из которой сцена будет хорошо просматриваться, а вот со звуком зачастую возникают проблемы. За полчаса до начала концерта я совершенно мистическим образом нашёл свободную парковку прямо у места назначения и, чуть-чуть погуляв по тель-авивской набережной, отправился внутрь. Возраст подходившей публики, как мне показалось, был преимущественно под сорок и старше, и народу помоложе было совсем немного. Перед входом в клуб с отсутствующим видом бродил клавишник «Гиппобэнда» Евгений Олешев, а публика аккуратно обходила «странного дядечку». Войдя в зал, я прямиком пристроился прямо напротив центра сцены, а свободный пока танцпол заполнился народом буквально спустя 10 минут. Сцена была обставлена самым должным образом. Две ударные установки, бэк-линия для музыкантов «Гиппобэнда» и даже настоящий рояль для Максима Леонидова (как оказалось потом, в рояльную «оболочку» был встроен синтезатор Nord). Над сценой бегущей строкой (почему-то справа налево) бежали красные буквы «БИТ КВАРТЕТ СЕКРЕТ – 30 ЛЕТ», а на заднике менялись две огромные фотографии – молоденьких «секретовцев» и «секретовцев» сегодняшних. Через полчаса после объявленного начала (что по израильским меркам и за задержку-то не считается) в полной темноте на сцену поднялся «Гиппобэнд» и заиграл вступление к леонидовской «Красотке Неве». На сцене зажёгся свет, четвёрка «секретовцев» выбежала на сцену и «Красотка Нева» плавно перешла в «Домой». На этом моменте все мои опасения пропали. Вот уж не знаю, действительно ли получали музыканты удовольствие от процесса или очень хорошо это изображали, но, в любом случае, получалось у них это убедительно. Леонидов, Фоменко и Заблудовский были крайне энергичны и «зажгли» уже с первой песни, подзадоривая друг друга и принимая различные рок-н-ролльные позы. Причём все эти рок-н-ролльные позы смотрелись очень даже естественно и без пафоса. Почему я не упомянул ударника Алексея Мурашова? Дело в том, что несмотря на то, что Мурашов тоже сидел впереди сцены в свете софитов, он почему-то совершенно не воспринимался, как полноправный участник группы. Всё время казалось, что в команде три равнозначных фронтмена (Андрей Заблудовский совершенно не потерялся на фоне своих несколько более именитых коллег) и вспомогательная группа поддержки в лице всех остальных. При этом, как мне показалось, основная работа по части ударных легла на плечи «Гиппобэндовского» барабанщика Юрия Сонина.
Но вернёмся к концерту. Сразу без перерыва музыканты начинают играть «Ничего не исчезает» и только потом приветствуют публику. Леонидов, как и на своём сольном израильском концерте, начинает общаться с народом на иврите (он вообще любит подчёркивать, что в Израиле он отнюдь не посторонний), но потом обещает дальше говорить по-русски, т.к. его коллеги по группе ничего не понимают. Фоменко с Заблудовским тут же выдают несколько слов на иврите в микрофон, и вообще всё это шутливое приветствие задаёт приятный и доброжелательный настрой. Дальше следует несколько классических хитов, после чего Максим просит публику потерпеть и послушать несколько относительно новых песен: «Вы не волнуйтесь, они неплохие». Сыгранные новые песни и вправду не проигрывают на фоне старых – исполненная Заблудовским «Серенада» звучит в лучших традициях раннего «Секрета», а в «Забирай моё сердце» Леонидов меняет гитару на тамбурин и устраивает с коллегами чуть ли не хард-роковый перформанс. «Гад Иванов», на мой вкус, можно было и не петь – по мне, так это вещь полностью в стилистике позднего сольного Леонидова и к «секретовской» атмосфере имеет мало отношения. Зато после неё зрителей ждёт сюрприз и, пожалуй, главная изюминка концерта. Максим садится за рояль и начинает играть какое-то уж очень знакомое вступление. Я, признаться, не сразу понимаю, что происходит, а когда, наконец-то, до меня, как и до всего зала, доходит, зрители взрываются овациями. «Секрет» играет неофициальный гимн Иерусалима «Ерушалаим шель захав», причём припев Леонидов поёт оригинальный, а куплеты на русском поют остальные музыканты, цитируя различные советские песни и даже Пушкина. Получается всё очень мило, естественно и гармонично.
И вновь продолжительная обойма хитов. Как и 27 лет назад, больше всех веселится и зажигает неутомимый Фоменко, но и Заблудовский с Леонидовым стараются не отставать. Вообще, надо заметить, что Андрей — самый старший из участников группы – выглядел наиболее молодо и по манере поведения на сцене действительно воспринимался, как этакий Харрисон. Последним из хитов звучит «Сара Барабу», в которой Алексей Мурашов выходит вперёд и даёт понять, что в группе всё-таки не три, а четыре музыканта. Правда, барабанщик умудряется перепутать текст, который знает наизусть даже мой трёхлетний сын.
После возвращения Мурашова за ударные звучит «В жарких странах» из репертуара трио-«Секрет», а затем на сцене остаются Николай, Андрей и почему-то не Алексей, а ударник «Гиппобэнда» Юрий Сонин с набором шейкеров. Исполняется «Сердце на твоём берегу», во время которой Леонидов из-за кулис не совсем в такт подыгрывает на губной гармошке (я стою вплотную к сцене, и мне это видно). А затем на сцену выходит сам Максим и в сопровождении «Гиппобэнда» поёт очень мной любимую «От Питера до Москвы» (песню я люблю ещё с тех пор, когда она называлась «Ноладти бэ Ленинград» ). Заблудовский и Фоменко не подпевают и не подыгрывают, но находятся на сцене и «обозначают своё присутствие». После чего Леонидов представляет музыкантов, на сцену возвращается Мурашов и группа на ура с полным драйвом выдаёт ещё несколько рок-н-роллов. Завершается всё «Мажорным рок-н-роллом» и музыканты уходят за кулисы. Естественно все понимают, что бис будет, и публика продолжает «топать и хлопать», вызывая артистов. И тут, должен признаться, бис меня совсем не порадовал. Я уже видел в видеоверсии, что к концу концерта «Секреты» играют попурри из своего сольного творчества, перемешивая песни трио и песни Леонидова. Лично я это воспринимал, как «нагрузку», ожидая «Пусть будет так всегда», но к моему удивлению в конце попурри четвёрка «Секретов» положила инструменты, вышла вперёд и спела припев из «Не говори мне прощай». После чего артисты поклонились и ушли со сцены. Свет включили не сразу, и публика ещё какое-то время аплодировала, ожидая второго биса, но, увы, на этом концерт действительно завершился. На мой взгляд, не очень правильно заканчивать реюнион-концерт не совместной песней, но пусть это будет маленькой и незначительной ложкой дёгтя.
В общем и целом, выступление получилось отличным! Энергичным, профессиональным, по-настоящему живым, и практически все хиты в результате были исполнены. Конечно, с того места, где я стоял, звук был совершенно не идеальным, так как порталы были направлены не на меня, а я слышал часть инструментов со сцены. В результате, голоса прослушивались не лучшим образом (а подпевали ещё и «гиппобэндовцы» Евгений Олешев и Владимир Густов), и зачастую аккомпанемент их забивал. Также порой «терялись» соло Заблудовского, а бас Фоменко звучал чересчур «выпукло». Правда, народ на сидячих местах сказал, что звук был отличным, так что я понимаю, что неидеальный звук — это плата, которую приходится платить за то, что стоишь в двух шагах от артистов. Почти весь концерт Фоменко играл на басу сам, «отпустив» со сцены Юрия Гурьева. За основные гитарные партии (включая несколько ярких соло) отвечал Владимир Густов, но при этом «серый кардинал» держался скромно, стоя позади и не отбирая лавров у Забла.
Резюме: отличный концерт, море позитива и полное погружение в атмосферу двадцатисемилетний давности. Вот только «биса» не хватило, и Алексей Мурашов показался не в лучшей форме. Всё же остальное было очень даже на высоте.
Огромное человеческое спасибо музыкантам и организаторам!
Лев Этин (Израиль), специально для MuseCube.
Использованы фотографии Alex Konoplev (Израиль).
Добавить комментарий