В весенний вечер шикарный особняк Карла Брюллова на набережной лейтенанта Шмидта распахнул свои двери перед нарядно одетыми парами, решившими скоротать субботний вечер в дворцовых интерьерах в духе старых петербургских салонов. Ведь в прежние века чуть ли не каждый особняк мог похвастаться камерным домашним театром. На стенах списки картин великого художника и архитектора. В гостиной столики, керосинка, печатная машинка и фортепиано, погружающие нас в атмосферу конца XVIII-XIX веков. В этой изысканной обстановке легко представить, что за одним из столиков примостились Николай Гоголь или Александр Пушкин, а за роялем Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин исполняют отрывки из «Псковитянки».
Особняк на Николаевской набережной славился своими музыкальными вечерами. Это неудивительно – жена А. П. Брюллова была одаренным музыкантом и нередко играла в одном из залов, куда нам предстоит попасть.
Режиссёр и продюсер театральных и музыкальных проектов Александр Иванов, номинант высшей театральной премии «Золотая маска» и лауреат высшей театральной премии «Золотой софит» представил петербургской публике уникальный и неповторимый проект, включающий в себя джаз, Довлатова и театр. «Джаз – Рассказ. Довлатов» — не просто спектакль, это пространство, где текст Довлатова общается с музыкой.
Известно, что Довлатов любил джаз. Он даже написал статью об одном известном джазисте — Оскаре Питерсоне. «Подлинный джаз – искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации. Чего только не услышишь в его богатейшем многоголосии?! От грохота тамтама до певучей флейты Моцарта. От нежного голубиного воркования до рева хозяина джунглей».
Что же объединяет джаз и литературу? Джаз привлекал Довлатова тем, что он создается на глазах у зрителя, без черновиков и без права на ошибку. Поэтому сам Сергей любил называть себя не писателем, а рассказчиком. Ведь рассказ – это та же импровизация, то же тонкое искусство, которое невозможно отредактировать и изменить. Или словами Довлатова: «Искусство – хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок или узор листвы над головой».
«Джаз-рассказ» — это история, рассказанная текстом Довлатова вместе с живой джазовой музыкой. Это довлатовский юмор, переплетающийся со стремлением к свободе, присущей джазу. Артисты и музыканты Петербурга читают известные произведения Довлатова, играют джаз, поют. Музыка вплетена в рассказ, является частью его, дискутирует с ним. Расскажем немного о замечательных музыкантах, занятых в проекте.
Во-первых, это контрабасист Пётр Гогитидзе, играющий в оркестре Филармонии, постоянный участник ансамблей Marimba Mix, Impulse Percussion, Imperial Orchestra, Слепой оркестр. В настоящий момент Пётр один из немногих музыкантов в городе, который профессионально работает практически в любых жанрах.
За ударными — Андрей Панин — музыкант оркестра ТЮЗа и Большого эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который также сотрудничает с музыкальными и творческими коллективами.
Лев Шишкин — кавер-пианист, виртуоз, импровизатор. Выступает в театре Мюзик-холл в мюзикле «Винил», был участником проектов “AMADEUS”, Интерстеллар в Планетарии, ROCK хиты с оркестром, Rammstein Show, Pink Floyd Show.
Вокальный аккомпанемент джаз-бэнда представляет Анна Петросян, актриса ТЮЗа им. Брянцева, театра Цехъ и Городского театра. Она принимала также участие в постановках театра Поколений и конно-драматического театра «Велесо» и является участницей группы «Сестра Петра».
Рассказывая о галерее образов из повести «Наши», Сергей Довлатов описал встречу со своей женой трижды. И все три раза это совершенно разные встречи, непохожие друг на друга. На вопрос журналиста: «Какая из этих встреч правильная?» — жена Довлатова Елена отвечала, что все три. Загадка… Прикоснуться к разгадке нам помог Кузьма Стомаченко, актёр театра и кино, номинант театральной премии «Прорыв» и лауреат музыкальной премии «Поющая маска», артист ТЮЗа. В его исполнении прозвучали рассказы из сборника «Чемодан» и повести «Наши», а также фрагменты переписки Сергей Довлатова с Игорем Смирновым.
Петр Вайль писал, что по-настоящему Довлатова всегда интересовала только литература. Но на втором месте была музыка. За почти 12 лет жизни в Нью-Йорке Сергей ни разу не был ни в одном музее. Зато в американскую джазовую жизнь погрузился с удовольствием. Он был на концертах Диззи Гиллеспи, Эллы Фитцджеральд, Дейва Брубека, Арта Блейки. Вместе с Петром Вайлем они ездили на летний джазовый фестиваль в Ватерлоо, Нью-Джерси, ходили на концерт в дом Луи Армстронга в Квинсе, смотрели фильмы о Чарли Паркере и Телониусе Монке. За неделю до смерти Довлатов подарил Вайлю пластинку «My Favourite Things» Джона Колтрейна. И именно с неё тот начал траурный выпуск своей программы на «Радио Свобода».
Марина Чистякова специально для Musecube
Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь
Добавить комментарий