Джаз Довлатова

Джаз Довлатова

В весенний вечер шикарный особняк Карла Брюллова на набережной лейтенанта Шмидта распахнул свои двери перед нарядно одетыми парами, решившими скоротать субботний вечер в дворцовых интерьерах в духе старых петербургских салонов. Ведь в прежние века чуть ли не каждый особняк мог похвастаться камерным домашним театром. На стенах списки картин великого художника и архитектора. В гостиной столики, керосинка, печатная машинка и фортепиано, погружающие нас в атмосферу конца XVIII-XIX веков. В этой изысканной обстановке легко представить, что за одним из столиков примостились Николай Гоголь или Александр Пушкин, а за роялем Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин исполняют отрывки из «Псковитянки».

Особняк на Николаевской набережной славился своими музыкальными вечерами. Это неудивительно – жена А. П. Брюллова была одаренным музыкантом и нередко играла в одном из залов, куда нам предстоит попасть.

Режиссёр и продюсер театральных и музыкальных проектов Александр Иванов, номинант высшей театральной премии «Золотая маска» и лауреат высшей театральной премии «Золотой софит» представил петербургской публике уникальный и неповторимый проект, включающий в себя джаз, Довлатова и театр. «Джаз – Рассказ. Довлатов» — не просто спектакль, это пространство, где текст Довлатова общается с музыкой.

Известно, что Довлатов любил джаз. Он даже написал статью об одном известном джазисте — Оскаре Питерсоне. «Подлинный джаз – искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации. Чего только не услышишь в его богатейшем многоголосии?! От грохота тамтама до певучей флейты Моцарта. От нежного голубиного воркования до рева хозяина джунглей».

Что же объединяет джаз и литературу? Джаз привлекал Довлатова тем, что он создается на глазах у зрителя, без черновиков и без права на ошибку. Поэтому сам Сергей любил называть себя не писателем, а рассказчиком. Ведь рассказ – это та же импровизация, то же тонкое искусство, которое невозможно отредактировать и изменить. Или словами Довлатова: «Искусство – хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок или узор листвы над головой».

«Джаз-рассказ» — это история, рассказанная текстом Довлатова вместе с живой джазовой музыкой. Это довлатовский юмор, переплетающийся со стремлением к свободе, присущей джазу. Артисты и музыканты Петербурга читают известные произведения Довлатова, играют джаз, поют. Музыка вплетена в рассказ, является частью его, дискутирует с ним. Расскажем немного о замечательных музыкантах, занятых в проекте.

Во-первых, это контрабасист Пётр Гогитидзе, играющий в оркестре Филармонии, постоянный участник ансамблей Marimba Mix, Impulse Percussion, Imperial Orchestra, Слепой оркестр. В настоящий момент Пётр один из немногих музыкантов в городе, который профессионально работает практически в любых жанрах.

За ударными — Андрей Панин — музыкант оркестра ТЮЗа и Большого эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который также сотрудничает с музыкальными и творческими коллективами.

Лев Шишкин — кавер-пианист, виртуоз, импровизатор. Выступает в театре Мюзик-холл в мюзикле «Винил», был участником проектов “AMADEUS”, Интерстеллар в Планетарии, ROCK хиты с оркестром, Rammstein Show, Pink Floyd Show.

Вокальный аккомпанемент джаз-бэнда представляет Анна Петросян, актриса ТЮЗа им. Брянцева, театра Цехъ и Городского театра. Она принимала также участие в постановках театра Поколений и конно-драматического театра «Велесо» и является участницей группы «Сестра Петра».

Рассказывая о галерее образов из повести «Наши», Сергей Довлатов описал встречу со своей женой трижды. И все три раза это совершенно разные встречи, непохожие друг на друга. На вопрос журналиста: «Какая из этих встреч правильная?» — жена Довлатова Елена отвечала, что все три. Загадка… Прикоснуться к разгадке нам помог Кузьма Стомаченко, актёр театра и кино, номинант театральной премии «Прорыв» и лауреат музыкальной премии «Поющая маска», артист ТЮЗа. В его исполнении прозвучали рассказы из сборника «Чемодан» и повести «Наши», а также фрагменты переписки Сергей Довлатова с Игорем Смирновым.

Петр Вайль писал, что по-настоящему Довлатова всегда интересовала только литература. Но на втором месте была музыка. За почти 12 лет жизни в Нью-Йорке Сергей ни разу не был ни в одном музее. Зато в американскую джазовую жизнь погрузился с удовольствием. Он был на концертах Диззи Гиллеспи, Эллы Фитцджеральд, Дейва Брубека, Арта Блейки. Вместе с Петром Вайлем они ездили на летний джазовый фестиваль в Ватерлоо, Нью-Джерси, ходили на концерт в дом Луи Армстронга в Квинсе, смотрели фильмы о Чарли Паркере и Телониусе Монке. За неделю до смерти Довлатов подарил Вайлю пластинку «My Favourite Things» Джона Колтрейна. И именно с неё тот начал траурный выпуск своей программы на «Радио Свобода».

Марина Чистякова специально для Musecube

Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.