Фёдоров и Крузенштерн

В траве на дне травы
На самом дне травы
Я спал отдавшись лону
Когда подобно башенному звону
По скорлупе огромной головы
Ударил дождь и в бок меня и в спину
И понял я какой я страшно длинный –
На мне зрачки как бабочки открылись
И удивились – о, как удивились!

Распространяться словесно на тему концертов Леонида Фёдорова равносильно попыткам рассказать музыку. Или снег читать. Однако есть ведь те, кто ни разу не слышал и не видел его переходов из реальности в запредельность и возвращений обратно, а среди них, возможно, вдруг обнаружатся и те (а может, всего лишь единственный тот или единственная та), кому жизненно необходимо то самое, но они пока об этом не догадываются. «Те, та, тот, то» – такое количество родственных местоимений в рамках одного предложения только подтверждает выше обозначенный постулат о тщетности вербализации нот и звуков, однако ниже в качестве незамысловатого ориентира «с дуб, как с губ листва, летят слова». Для тех, кому. Летят и тают. Конечно же. А как еще?

29 марта в клубе «Зал ожидания» случился очередной концерт лидера группы «АукцЫон» Леонида Фёдорова и израильского русскоязычного коллектива «Крузенштерн и пароход», не часто жалующего северную столицу своими выступлениями. В 2013 году музыканты записали совместный альбом «Быть везде», который вчера честно отыграли от начала и до конца. За музыкальную составляющую альбома, как водится, ответ держать Леониду Фёдорову, а за поэтическую – Дмитрию Озерскому (кроме текстов песен «Ангел» Юнны Мориц и «О том, что я» Инны Лиснянской). Как показывает многолетняя «аукцЫоновская» практика, совместное упоминание этих имен в качестве соавторов почти всегда гарантирует полет в космос. Как минимум.

Шансы на проникновение в звездолёт многократно возрастают на живых концертах, где всегда есть возможность оказаться внутри нового пространства, которое создается на глазах мощным гитарным саундом и оборванными затактами, «иррациональными», почти шёнберговскими длительностями и закольцовывающим в бесконечность голосом Фёдорова. Помимо играющего на гитаре Фёдорова и Озерского на клавишных в сотворении очередного мира принимали участие лидер «Крузенштерна» Игорь Крутоголов на бас-гитаре, Гай Шехтер на ударных и Руслан Гросс на кларнете.

Довольно просторные размеры танцпола «Зала ожидания» сделали возможным невозможное: никто никого не толкал и никто никому не мешал. Слабеющая с годами память не может припомнить ни одного аналогичного примера проведения такого рода концертов на «стоячих» площадках в такой же адекватной происходящему обстановке. Более того, произошли и вовсе из ряда вон выходящие чудеса: никто ни разу так и не попытался в пьяном залихватском угаре протиснуться к сцене и голосом повышенной задушевности прокричать заветное: «Лёня, «Дорогу» давай!».

«Эка невидаль!..» – скажете вы и тем самым обнаружите зияющий пробел в своих регулярных посещениях концертов «АукцЫона» и сольников Фёдорова. Однако, исправьтесь. И попробуйте хоть раз постоять у сцены, чтобы ощутить всю чарующую силу вышесказанного по поводу вчерашнего концерта.

Сет-лист помимо альбома «Быть везде», композиции которого были исполнены музыкантами в той же последовательности, в какой они существуют в студийном варианте, включал в себя также хорошо известные всем поклонникам «Ы» песни «Думал», «Летел и таял», «Душа» и «Голова-нога», исполненные в непривычных и свежих аранжировках. В начале и в конце выступления прозвучали две песни с будущего совместного альбома Фёдорова и Крутоголового «Взрыв цветов», презентация которого намечена на конец весны. Обе композиции – «На дне травы» и одноименная названию пластинки песня «Взрыв цветов» – написаны Фёдоровым на слова современного поэта Дмитрия Авалиани.

В заключение – тривиальное, но необходимое: каждый концерт Леонида Фёдорова, с кем бы он ни играл, уникальное природное (или над-природное?) явление. Даже зная наизусть все без исключения песни, на живые выступления нужно ходить ногами (или руками, как кому больше нравится), слушать живой голос ушами и шестыми чувствами, смотреть глазами и хранить под веками и в кончиках пальцев. Такие энергетические водопады музыки и поэзии из-за «за» и «сквозь» – как в стихах Введенского – создают поток, который вымывает из головы – штампы, из тела – закостенелость, из глаз – бревна, из души – корчи.

Сет-лист концерта:
«На дне травы»
«Я расскажу тебе»
«Сказал»
«Тай Дай»
«День»
«О том, что я»
«Летел и таял»
«Быть везде»
«Думал»
«Ю»
«Надо мной»
«Ангел»
«Душа»
«Взрыв цветов»
«Голова-нога»

Елена Немыкина, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Анастасии Шикиной


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.