Гарик Сукачёв. Так рождается настроение

Гарик Сукачёв
Гарик Сукачёв
«Большие музыкальные выходные» звучит почти как «большие римские каникулы», а они и в самом деле оказались большими. Последний зимний уикэнд начинается для меня с концерта 22 февраля Гарика Сукачёва и его Неприкасаемых. После ухода с рынка «Точки» СДК МАИ, а ныне Live Music Hall, остаётся фактически единственной и последней площадкой, обладающей той, старой и неповторимой рок-н-рольной аурой. Будучи некоторое время репбазой Игоря Ивановича, это место и поныне несёт в себе некий заряд или, как сейчас модно говорить, мессадж.

Гарик Сукачёв: «В разных местах нашей страны люди по-разному выражают свои эмоции: свой восторг, своё неудовольствие, свою радость или печаль. Это зависит от ментальности места. Люди похожи на кошек, они существа места. Как выглядит это место, так человек и существует».

Неприкасаемые выступают большим составом. Второй соло-гитарист, один из основателей Неприкасаемых, Сергей Воронов прибывает на чек заблаговременно, о чём оперативно сообщает у себя в ФБ. Бэк-вокалисты, вибрафонист – все на месте. Полёт нормальный.

Совсем скоро группе исполнится 20 лет. На самом деле, это бешеный возраст. Когда была распущена Бригада С, никто и подумать не мог, что новое детище Гарика просуществует столь долго. Лично я ожидал кавардак с идеями, с кадрами, с концертами. Отчасти так и получилось: текучка и неразбериха были, много чего изменилось за два десятка лет. Группу как будто преследовал злой рок: один за другим в мир иной уходили музыканты. С течением времени изначально рок-программа начала всасывать в себя сольные номера Сукачёва. Теперь Неприкасаемые – это мир Гарика Сукачёва во всех его музыкальных проявлениях. И всё же главное – группа сохранилась.

Сергей Воронов и Гарик Сукачёв
Сергей Воронов и Гарик Сукачёв
Сейчас каждая песня Неприкасаемых – хит, и, что бы ни исполнял Игорь Иванович, всё неизменно воспринимается благосклонно.

Открывает концерт «Янки Додсон», задавая тональность и настроение, которые до конца выступления так и не изменятся. На Гарике тройка с белоснежной рубашкой с манжетами навыпуск, лакированные ботинки, шляпа с коротким охотничьим пером и неизменные тёмные очки.

Вячеслав Бутусов: «Гарик — стиляга. Это совершенно очевидно. Он всегда в себе это культивировал. Он любит одеваться и делает это со вкусом, как гурман».

И совсем не важно, что пиджак вскоре будет скомкан и отброшен, а по жилету потечёт пенящаяся струйка азартной слюны. Сейчас Гарик – дэнди. Для него важен стиль, рождающийся в атмосфере, который, в свою очередь, создаёт правильное настроение.

Гарик Сукачёв о себе: «Я не настоящий музыкант. Я давно говорю мизансценами, планами, структурами, фактурами, осями и чем угодно. И в меньшей степени музыкой».

Звучит «Watch TV» как продолжение «Янки Додсона». Хоть и с разных альбомов, но эти композиции, являющиеся в каком-то смысле однокоренными, даже близняшными, несут драйв и ипостась Гарика-рокера. «Твой зелёный педикюр» в Москве звучит впервые. В предверьи 8 марта Сукачёв посвящает её всем женщинам, в связи с чем строчка «твой зелёный педикюр похож на крашеный забор» звучит особенно привлекательно. Кстати, умять длинную и при этом отнюдь неритмичную строку в ритмику песни – отдельная задача, причём очень непростая. С этим Гарик традиционно справляется отлично. Хотите примеров? Да, вспомните хотя бы «Эксгибициониста» или «Города, где после дождя…».

Пройдя первую обкатку в ходе недавних сибирских концертов, песню про педикюр уже сейчас называют едва ли не лучшей с готовящегося к выходу нового альбома, который уже не за горами. Сам Гарик утверждает, что до конца весны пластинка точно появится. Что ж, поживём-будем посмотреть.

Гарик Сукачёв
Гарик Сукачёв
Вообще в плей-листы выступлений последнего времени помимо педикюра Неприкасаемые включают ещё несколько новых песен: «Птица», «Долго-долго», «Назад не повернуть» прозвучали в этом концерте. Ещё есть «Грёбаный стыд», зависший где-то на обочине концертной программы. Наконец, «Люди из пластика», которая хоть написана и не Гариком, тоже вполне могла бы войти в новый альбом.

Сергей Воронов вышел на сцену на «Сколько можно терпеть». Следом прозвучала «Скорый поезд придёт в шесть часов». Гарик сбился, забыв слова, и пропустил пару фраз. Ситуацию вытянул бас-гитарист Алексей Осташев, первым переориентировавшийся на новую реальность: красноречивые кивки ударнику Дмитрию Сланскому, подключается клавишница Лана Шеманкова. Всё: мотор снова в действии, группа снова вместе.

«Право на выбор» как рубикон, на котором уровень надрыва доходит до своего первого пика. «Кто-то встал у края крыши и захотел умереть», а кто-то решил просто остановиться, чтобы отдышаться. Гарик Сукачев – артист и человек, который всегда на грани, и каждый раз для него (даже когда это рядовой концерт и, возможно, окончание тура, когда уже нет не только сил и голоса, но даже желания выступать) как последний. И неизменно кажется, что вот-вот оборвется что-то такое важное и мощная харизма рассыплется.

Сергей Галанин: «Гарик для меня — маленькая атомная станция, которая работает и заряжает вокруг великое пространство».

Так будет, так было всегда и так есть на «Ночном полёте»: высокий стул, пятно света по центру, Гарик курит и сначала молчит и дышит. Дышит тяжело. В это раз долго смотрел на огонь. А потом уже в финале неожиданно резко, надрывно и с каким-то остервенением «только ночь, ночь, ночь…». «Ночной полёт» — второй пик концерта и, пожалуй, самый важный.

Алексей Панкратов. Гарик Сукачёв, Алексей Осташев, Елена Филиппова
Алексей Панкратов. Гарик Сукачёв, Алексей Осташев, Елена Филиппова
Вообще то, что обычно бывает так называемым акустическим сетом, в этот раз в полной мере таковым не являлось. Жирные аккордеон Ланы Шеманковой и скрипка Елены Филипповой изменили звучание. И даже, по словам Сукачёва, отсутствующая в плей-листе, но исполненная акустическая «Татуировка» прозвучала особенно, под стать рок-н-рольному настроению, которое рождается прямо на сцене. Это ни в коем случае не позёрство и не кокетство. Такова жизнь, таков её запах, таков её драйв.

Иван Охлобыстин: «Он слишком правдив, чтобы оправдывать себя перед окружающими, оправдывать свою лень. Он слишком совестлив, чтобы пытаться произвести впечатление. И он в достаточной степени мужественен для того, чтобы быть таким, какой он есть на самом деле».

С недавних пор на бис исполняется не только относительно новая «Назад не повернуть», но и старенький «Вальс Москва». Вот так и звучат они бок о бок: старое и новое, Бригада С и Неприкасаемые, невольно перемешивающиеся в мятущейся душе Игоря Ивановича.

А для меня уже много лет каждый концерт Гарика как концерт бесконечной мечты, а сам Игорь Иванович — едва ли не самый важный исполнитель в моей жизни, дарящий неожиданно потрясающее ощущение абсолютной причастности, когда каждая песня знакома до последнего звука, и хочется, чтобы концерт продолжался бесконечно, каждое мгновение которого важно и пропустить его нет ни единой возможности.

В материале использованы цитаты из интервью с И.Сукачёвым и из документального фильма «Гарик Сукачёв. Всё по-честному».

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE.
Полный фотоотчёт Александры Дурницыной здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.