Хармс, Введенский, Хименес: музыкальное прочтение «поэзии не для всех»

1

Испанский поэт Антонио Мачадо говорил, что «поэзия — это диалог поэта со временем, с его временем». Но бывает и так, что общение проходит в форме монолога, многие поэты до конца своей жизни остаются непонятыми и неуслышанными. Только спустя годы, и даже десятилетия, приходит их время. Люди начинают открывать для себя запрещенное некогда творчество, понимать и преподносить его миру в более доступной форме. В полной мере это коснулось таких поэтов начала ХХ века, как Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников. Ярким примером того, что творчество их не забыто, стал акустический концерт Александра Маноцкова и струнного коллектива «Кураж-квартет» в стенах Гоголь-центра 21 ноября. Программа песенного цикла составлена из стихотворений данных авторов, также в нее входят и произведения Хуана Рамона Хименеса – признанного испанского поэта, лауреата Нобелевской премии, жизнь которого, однако, закончилась в изгнании.

В предвкушающей тишине на сцену малого зала проходит первая скрипка – Андрей Рухадзе – и начинается выступление. Далее к музыканту по очереди присоединяются остальные исполнители: Анастасия Чайкина (скрипка), Дмитрий Берлизов (альт), Сергей Пантелеев (виолончель) и, конечно же, Александр Маноцков (композитор, исполнитель песен). Первой исполняется песня на стихотворение Даниила Хармса «Из дома вышел человек», после публикации которого поэту был объявлен бойкот и на некоторое время его даже перестали печатать. В течение вечера из Хармса еще звучат песни про «мастера Петра» и «Петра Яшкина – коммуниста», произведения на стихи «Песнь» и «Романс». Необычный текст теперь огранен такой же необычной и своеобразной музыкой, которая от медленной и лиричной в следующее мгновение может превратиться в стремительную и изменчивую.

«Чтобы было все понятно
Надо жить начать обратно».

Возможно, слушателю придется последовать за данными строчками Александра Введенского и немного вернуться в детство, положившись на фантазию и следуя за возникающими ассоциациями. Поначалу текст предстает каким-то бессвязным набором слов, воспринимать который довольно сложно, не говоря о том, чтобы понять, о чем все-таки хотел сказать автор. Все из-за того, что Хармс, например, в своих стихах прятал анаграммы, играл с тайнописью и разнообразными созвучиями. Поэтому, чтобы понять истинный смысл, нужно или ознакомиться с результатами литературных расшифровок текстов, или хорошо знать биографию поэта. А для остальных требовалось лишь следовать за музыкой и напевами Александра Маноцкова, в результате которых слова порой обретали иной смысл. В какие-то моменты можно было услышать народное звучание, средневековые или балканские мелодии. Иногда, правда, очень не хватало ударных, поэтому, чтобы простучать ритм, в ход шел корпус виолончели и даже стулья. 3

В программе концерта также прозвучали песни по мотивам стихотворений Александра Введенского, в их числе «Значенье моря», «Где. Когда», «Серая тетрадь», «Господи, как мир волшебен», «Когда я вырасту большой». Стихотворение «Тучи» органично переплелось с текстом неизвестного автора, а при его исполнении по велению композитора одновременно играют и поют Дмитрий Берлизов и Анастасия Чайкина. Произведения Введенского – это простой слог и рифма, в которых он не редко сбивается с ритма. Из Хуана Рамона Хименеса на музыку были положены «Конечный путь» и «Зимняя песня». Его произведения певучи и сами по себе музыкальны, насыщены звуками пения птиц, колоколов, утренней капели. Собственно, одно из стихотворений Хименеса и дало название всему песенному циклу – «Пели».

Изначально музыка и песни создавались Александром Маноцковым совместно с музыкантом и фольклористом Сергеем Старостиным для анимационного проекта «Сергий Радонежский». В процессе работы материал получил воплощение в новой форме, что привело к созданию своеобразной группы – Александр Маноцков и «Кураж-квартет». К слову, Александр Маноцков –петербургский композитор, известный и далеко за пределами России. Он работает в самых разнообразных жанрах, сотрудничает с театрами и телевидением, участвует в качестве исполнителя в различных коллективах и ансамблях. Не отстают от него и коллеги из струнного квартета, на счету которых работы в разнообразных проектах, оркестрах, группах, участие в фестивалях и международных конкурсах и даже преподавание. Собственно, благодаря участию в различных проектах, аудитория слушателей частично и расширяется. Можно посетить концерт для маримбы, где исполнялись произведения Александра Маноцкова, побывать на сольном концерте Валентины Манышевой и струнного квартета, в котором принимала участие Анастасия Чайкина, и в итоге оказаться в Гоголь-центре. Именно в такие моменты начинаешь понимать, почему в мире все взаимосвязано и земля имеет форму чемодана.

Весь накопленный опыт музыкантов позволил воплотить в жизнь такой необычный проект, причем программа от концерта к концерту периодически меняется и дополняется новыми произведениями. В продолжение вечера были исполнены еще четыре композиции, написанные Александром Маноцковым, в разное время для театральных постановок. Одной из них стала песня шута из «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, которая прозвучала на английском и на русском языке, с какими-то цыганскими мотивами в конце. Еще одна исполненная песня – «Пиши пропало» – была написана для одного из фильмов петербургского режиссера Петра Шерешевского.

В конце выступления зал наградил музыкантов аплодисментами, но отпускать категорически отказался. Поэтому пришлось исполнителям вновь занять свои места и продолжить выступление песнями на стихи Николая Олейникова. В одно время поэт был редактором журнала, в котором печатались Даниил Хармс и Александр Введенский, возникло даже своеобразное творческое содружество. Стихи Олейникова ироничные, саркастические, порой скабрезные, но они однозначно вызывают улыбку, что и прочувствовали на себе слушатели после исполнения «Послания, бичующего ношение одежды». В продолжение была исполнена песня «Посвящение», которая, как выяснилось, является любимой у Дмитрия Берлизова.

2

«Еще одну и все!», – предупредил всех Александр Маноцков перед исполнением «Послания артистке одного из театров». Только после артистичного исполнения пары строчек – «Без одежды и в одежде/ Я вчера Вас увидал» – по залу пронеслись сдавленные смешки, а уж к концу песни смех было уже просто не сдержать. На такой веселой ноте и завершился концерт, под еще более бурные овации.

Возможно, в ближайшем будущем мечта Александра Маноцкова исполнится и музыкантам удастся записать виниловую пластинку, а пока публике придется отслеживать, в каком же месте будет проходить следующее живое выступление музыкантов.

Елена Пенкина, специально для MUSECUBE
Фотограф – Ира Полярная


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.