Кудрявый Егор Никонов рубит на гитаре рок-н-ролл. Александр Ф. Скляр с гладко выбритой макушкой сидит нога на ногу. Удовлетворенность во взгляде, покачивание в ритм головой вверх и вниз… По-змеиному изгибая шею, вжимает голову в плечи, а потом невозмутимо и плавно задирает подбородок вверх с растянутыми в улыбке щеками. «Космонавт», «Император Хирото», «Я курю сигарету»…. На заднике сцены демонстрируется видео, посвященное 25-летию альбома «Ну кухне». Как давно это было! Александру Феликсовичу было тогда чуть за тридцать, а Ва-Банкъ ещё только начинался. Тот самый Ва-Банкъ.

Хроника пикирующего Ва-БанкаСпустя годы, как будто всё не так, и всё не эдак. Но 8 марта Скляр отмечает своё шестидесятилетие большим концертом Ва-Банка в ГлавClub Green Concert. Был период затишья, когда группа пребывала в творческом анабиозе, но прошло некоторое время, и Ва-Банкъ вышел из спячки. Актуальный состав группы — Александра Белоносова (клавишные), Дениса Скопина (гитара), Алексея Рыславского (бас) и Андрея Белизова (ударные) уже несколько лет с полной уверенностью можно называть именно Ва-Банком, а «хроника пикирующего бомбардировщика» продолжается.

На артисте тёмный мятый френч, широкие брюки свободного покроя, белоснежная сорочка и светлые штиблеты. Сегодня Скляр такой – серьёзный и импозантный. Впрочем, как бы это не выглядело внешне, Александр Феликсович, как и много лет назад, остаётся тем же бескомпромиссным рок-н-рольщиком. Творчество Скляра – вечная борьба противоположностей, наполненная контрастными образами, в которой итоговая картинка преимущественно лепится из чёрного и белого.

На заднике сцены сменяют одна другую карточные масти. «Игроки и шпионы» — это 2005 год и бесконечная аллегория, когда «выиграл тот, кто проиграл». Всё остальное несущественно и на самом деле может быть с лёгкостью додумано по ходу пьесы. А вот уже «Ад-и-Рай» — слова в названии неспроста связаны неразрывными тире. Это 2011 год, и вновь чёрное и белое, переплетённое грубыми нитями в одно единое целое. И вот уже Скляр в классической «боевой» ва-банковской стойке с широко разведёнными в разные стороны руками, и асимметрично загнутыми пальцами – средний палей правой руки традиционно стремится к ладони, как будто прижимая отсутствующий в данный момент медиатор.

«Давно смолкли залпы» — песня Владимира Высоцкого, но и там дилемма:


«Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»

Ответ должен быть дан, а уж какой – каждый решает для себя сам.

Хроника пикирующего Ва-БанкаК сожалению, на юбилейном концерте нельзя совсем уж жестко экспериментировать. Слишком много разного народу пришло. Кто-то бывает на концертах Ва-Банка регулярно, а для кого-то это, возможно, единственный в жизни поход на концерт артиста. И такие слушатели тоже не должны уйти разочарованными. А уж вишенки на торте, возможно, и не самые желанные, или вообще непонятные с точки зрения большинства зрителей, Скляр вынужден оставить за бортом.

«Революционеры на Кубе» — едва ли не исключение. Даже неожиданно вспомнился экстрим времён фестивалей «Учитесь плавать».

«Затыкайте нежные уши.
Наше слово взорвется криком».

«Склиф» Александр Белоносов традиционно начинает с инструментала. После полифоничного и благозвучного вступления звучит резкий, скрежещущий электрогитарой рифф и слова, где «хризантемы в саду» рифмуются с «в этом жёлтом аду». Скляр поёт на фоне собственного бритого затылка на заднике сцены. Построение текста типично ва-банковское, когда на сильную долю приходится утверждение: Я или МЫ, сражающие как удар молотом, как осиновый кол….

Концерт юбилейный, и можно было ожидать участие гостей, но их почти нет. Исключение – Сергей Летов, исполнивший соло на саксофоне в «А потом Берлин». Вот и в тяжёлом, тягучем «Ястребе» соло на гитаре ва-банковский гитарист Денис Скопин сыграл сам.

«Только слышится мне песня удалых лихих людей.
Как верёвочка ни вейся, всё равно висеть на ней.
И я бреду всё дальше, дальше с непокрытой головой.
Врёшь, верёвочка, я пока не твой…»

Хроника пикирующего Ва-БанкаФаталистическое настроение сменяют одна за другой две композиции из трилогии про «Васю-Совесть» — сама заглавная «Вася-Совесть» и «За гагарой с чёрным пером». Период неоднозначного электронного смузи-саунда миновал, они исполняются почти в оригинальном варианте 1999 года. Рифмуя «пером» и «дом», Скляр тянет с сомкнутыми губами «мммм» и благодарно улыбается в зал. И опять возникает, как чёртик из табакерки, змеиный изгиб шеи, и характерные движения подбородком вверх и вниз. Круг замкнулся.

На бис звучат «Кислое вино», «На кухне», «Пьяная песня» и «Чёрное знамя», которые уже хором поют слушатели, поют операторы и, конечно, сам юбиляр. Что же касается дня рождения, то 60 лет Скляра – всего лишь значимая дата в жизни конкретного человека. А Ва-Банк, тем временем, продолжается. Не просто же так ещё Высоцкий писал про загадочных птиц, которые вместо того, чтобы лететь на юг, устремляются на север

«Слава им не нужна и величие,
Вот под крыльями кончится лед,
И найдут они счастье птичее
Как награду за дерзкий полет».

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.