In Folio – музыка за гранью формата

Вопрос на засыпку: возможно ли в рамках одной группы смешать рок, фолк, блюз, джаз и фьюжн?

«Получится что-то очень странное и невнятное» — скажете Вы.

«Получится сказка!» — отвечу я.

Но волшебство такого уровня подвластно не каждому. Взять в руки инструменты и сотворить настоящую магию может только тот, кому тесно и душно жить в рамках пресловутого слова «формат»; тот, кто отважится быть непонятым, но знает и чувствует, КАК должна звучать музыка.

Музыканты коллектива In Folio в который раз доказали, что им это прекрасно известно. pr

Если порой посетители «Алексея Козлова» скучают на инструментальных концертах, заполняя вечер непринужденной болтовней и закусками, то 21 апреля все взгляды и уши были устремлены только на сцену.

Около 8:30 на ней появились долгожданные герои вечера: Сергей Седых и музыканты In Folio.

Еще один важный гость – «господин Винил» — к несчастью, запаздывал: набор красивых виниловых пластинок с переизданным альбомом «Переменная облачность», в честь презентации которого все и собрались, немного задержался в пути. Впрочем, это обстоятельство никого не расстроило, и концерт начался.

Начался, конечно же, с композиции «Переменная облачность». Название оправдало себя с первых же аккордов: драйвовые рок-н-ролльные мотивы перемежались с блюзом, перетекали в энергичный гитарный фьюжн… Сергей демонстрировал красивейшие переходы, как и Григорий Горностаев, извлекавший из своей ритм-гитары какую-то невообразимую энергетику.

Но вдруг настроение музыки резко переменилось, будто облака рассеялись над долиной и радостные солнечные блики заиграли повсюду. «Военные танцы эльфов» — композиция с уже совершенно другой душой, другой историей. В игру вступила прекрасная Лена Сергиевская, и ее флейта окрасила всю атмосферу песни в ярко-фолковые тона. Невозможно пройти и мимо ударных, над которыми царил Игорь Шатов: четкий, бодрый барабанный бит придавал музыке какой-то летящей, но уверенной смелости – все-таки танцы военные! Закрывая глаза, можно было вполне ясно представить себе, как через лес, укрытые его изумрудной чащей, шагают воинственные эльфийские витязи. Но мягкая, спокойная флейта придавала этой торжественной картине нежности, перед глазами уже вставали не эпизоды кровавых битв, а царство вольного лесного духа.

Тут я невольно поймала себя на мысли о том, что передо мной уже не In Folio, а Северо-Восток – только инструментальный! Радостно было осознать, что отсутствие вокала ни на йоту не убавляет прелести этой живой, яркой, свободной музыки.

Басовые партии часто остаются незаслуженно забытыми, но живые выступления In Folio – явно не тот случай. Игра Петра Черниенко органично вливалась в общий саунд, но при этом выделялась, окрашивая некоторые композиции в глубокие, даже немного мрачные тона.

После третьей композиции ансамбль неожиданно превратился в сикстет – на сцене появилась труба! Разумеется, не одна, а в сопровождении замечательного музыканта, участника известной многим группы «Вежливый отказ», Андрея Соловьева. Зал тут же накрыла волна нереального драйва – зазвучал настоящий джаз… или джаз-рок? А, может, фолк-джаз?

Разбираться никто не стал, вместо этого многие посетители клуба начали активно отстукивать ритм и радостно покачиваться в такт музыке, глаза засияли, на лицах появились улыбки.

Невероятно, но факт: труба совершенно не потеснила флейту и отлично вписалась в общее звучание. Казалось, будто так и надо, и невозможно было представить, что Андрей вовсе не участник бэнда, а труба никогда не звучала на записях In Folio.

В какой-то момент остальные инструменты ушли в тень, остались только труба и гитара: дуэт очаровал слушателей сложной, многогранной импровизацией.

«Ребята, это прям до слез!» — послышались оклики растроганных слушателей.

«Не надо плакать, это не шансон» — улыбнулся Сергей, и волшебство продолжилось.

Следующую вещь гитарист выделил особо: «Одна из моих любимых песен, которые никто не понимает».

Зазвучала композиция «Всадники». Зазвучала сильно, ёмко, пропитала весь воздух в зале духом какой-то непостижимой легкости и свободы. И, кажется, в этот раз Сергей ошибся: услышали, почувствовали. Поняли. Одну из следующих песен Сергей окрестил очень просто: «Небольшая добрая пьеса». Вопреки всем ожиданиям, флейта исчезла, а гитары заиграли так, что сразу стало ясно: In Folio могут выдать очень даже «злой» хард-рок.

С «Колыбельной» тоже вышел легкий диссонанс – композиция оказалась настолько энергичной и мощной, что хотелось скорее пуститься в пляс, нежели мирно задремать.

И когда всем казалось, что удивить уже больше нечем, на сцену вернулась труба, у Лены в руках откуда-то появился бубен, и ребята сыграли «Caramba». То, что они делали, казалось невозможным. Откуда в такой музыке, при таком составе могут взяться латинские мотивы? Как могут так счастливо существовать рядом флейта и труба, как уживается рок 70-х рядом с национальными мотивами?

Ломая над этим голову, я вдруг обернулась и увидела, что всем остальным нет никакого дела до этих раздумий. Все дружно аплодировали, энергично отстукивая подошвами танцевальный бит. Все радовались, слыша красивую музыку. И тут до меня, наконец, дошло.

Весь вечер с разных сторон слышался шепот: «А вот сейчас так похоже на Red Hot Chilli Peppers, ну, слышите?», «Эти аккорды так что-то напоминают… Слышали Jethro Tull? Вылитые!», «Звучат прямо как Dire Straights, очень похоже».

Музыка, которая напоминает всё и не похожа ни на что – не это ли секретный рецепт успеха?

Попытайтесь «запихнуть» такую музыку в формат, и она будет обречена. Из любого формата In Folio погонят взашей – ведь в роке нет места трубе, в джазе нет места флейте, а в фолке нет места харду.

Зато в сердце человека, любящего жизнь, всегда найдется место красивой музыке. Музыке, которая свободна от оков «сухой» классификации и шире любого формата, объемнее любого свода, тома и фолианта. Как говорится, in folio.

Екатерина Соловьева, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Полины Балашовой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.