Искусство андеграунда

HNkKXs2JjpMВ любом сообществе, в том числе музыкальном, существует определенный класс нонконформистов — людей, идущих вразрез с установленными правилами и догмами. Они, словно подрывники общественных устоев, творят в свое удовольствие, не обращая внимания на моду и тренды, анонс их выступлений не встретишь в глянцевом журнале на развороте, а их самих — в пафосном клубе за вертушками или на многотысячной арене концертного зала. Весь медийный шум, рейтинги, славу и раздутые банковские счета они готовы променять на бескомпромиссные идеи собственного творчества, порой понятные лишь им самим и небольшому кругу таких же посвященных (или «сдвинутых», кому что ближе). Это люди, сознательно выбравшие андеграунд своей путеводной звездой.

Французский диджей/музыкант Philippe Petit как раз из таких. Апологет техно-музыки, тернтейблист со стажем и мастер импровизационных коллабораций отправился в небольшое путешествие по России, дав выступления в Москве, Ярославле и Санкт-Петербурге. В двух первых городах компанию Филиппу составила австрийская скрипачка Мия Забелка, а в Петербурге к французу присоединился российский гуру экспериментальной музыки Алексей Борисов.

26 апреля площадка ГЭЗ-21, расположенная в арт-кластере Пушкинская, 10, гостеприимно приняла зарубежного гостя. Более легендарное место в Петербурге сложно найти. Арт-центр давно превратился в настоящий дом для многих независимых музыкантов и художников. К назначенному времени в зале собралось порядка двадцати человек, судя по всему, таких же нонконформистов. Все ждали и гадали, чем удивит французский кудесник?

vI8T20iaUKwВступительное слово взял Алексей Борисов, рассказав о предстоящей программе вечера. Он же начал музыкальный сет, расположившись за столиком, заставленным электронными девайсами и опутанным паутиной проводов. Небольшое помещение заполнил низкочастотный гул. Алексей занимался звукоизвлечением в режиме реального времени, и за его экспериментом можно было наблюдать «здесь и сейчас». Музыкант напоминал радиста, передающего сообщения (месседж) посредством звуковых волн. В основном это были нойзовые эксперименты с элементами дроуна и глитча. Также он засэмплировал бит и наложил собственный монолог через допотопную рацию.

После получаса игры Алексей уступил место на сцене Фелиппу Пети. К сожалению, виниловые вертушки для его выступления организаторам достать не удалось, так что французу пришлось использовать свой iPad с симуляцией винилового проигрывателя. Основную часть сета музыкант занимался искажением готовых звуковых фрагментов, делая нечто вроде скретчей и запилов с помощью эмулятора винила. Даже со своим айпэдом он творил чудеса, что бы было, играй он на живых вертушках!

В третьей части программы музыканты объединили свои усилия: Филипп занимался подборкой эмбиентных мелодий, тогда как Алексей отвечал за нойзовые элементы, формируя структуру трека по ходу игры. В режиме реального времени они создавали абстрактные звуковые полотна, порой странные, а иногда весьма органичные.

CPAyxoTPZ2QШумовую электронику слушать не всегда просто, но если отбросить стереотипы и попытаться проследить за развитием сюжета, можно понять, что изначально кажущийся шумовой «хаос» вовсе не является таковым, ибо даже в шуме есть определенная структурность и упорядоченность. И даже гармония.

После совместного эксперимента музыканты пообщались с публикой. Заинтересовавшихся в первую очередь привлек столик Алексея Борисова, буквально заваленный дивными вещицами: там были кассетный мини-диктофон, гитарные примочки, электронные блоки эффектов, семплеры и еще куча неизвестных приспособлений, о назначении которых знал лишь сам музыкант. Он охотно рассказывал про свои электронные девайсы. Удивительно, но у каждой электронной коробочки, оказывается, своя история. Так, к примеру, необычный мини-синтезатор с допотопным щупом (в годы его выпуска еще не было модного понятия стилус) музыкант приобрел в японском секонд-хенде в разделе детские игрушки. Для звукоизвлечения любые приборы хороши, главное, чтобы давали интересное звучание!

Слушая рассказы музыкантов, было видно, с каким энтузиазмом и трепетом они относятся к своему делу, а ведь и Пети, и Борисов далеко не новички — за их плечами годы, десятилетия музыкальных экспериментов. В таких людях восхищает в первую очередь самоотверженность и смелость в отстаивании своих идеалов. И да, без таких чудаков мир был бы скучен.

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Ильи Привезенцева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.