Искусство разрушать стены и наводить мосты

Laibach

«Любое искусство — это всего лишь цель для политической манипуляции. Кроме искусства, которое говорит на языке такой же манипуляции» — Laibach.

 

9 октября словенский индастриал-коллектив Laibach спустя пять лет вернулся в Россию с новым альбомом и шоу. До некоторого времени группа числилась в так называемом черном списке «православных» активистов, с чем и был связан такой долгий промежуток между концертами в нашей стране. Однако Laibach не впервой прорываться сквозь запреты, недаром же им удалось выступить в КНДР — самой закрытой стране мира.

 

Для словенского коллектива последние пять лет выдались весьма насыщенными на события. В 2014 году музыканты выпустили альбом «Spectre», звучание которого изобилует модными электронными «фишками». В следующем году они посетили Корейскую Народно-Демократическую Республику, где впервые в истории этой страны сыграли рок-концерт. Далее словенцы записали музыку для театральной постановки «Так говорил Заратустра» по одноименному философскому роману Фридриха Ницше, премьера которой состоялась в марте 2016 года. Впоследствии этот материал вышел в качестве отдельного альбома «Also Sprach Zarathustra» в немного видоизмененном виде. Из опыта посещения КНДР музыканты также извлекли пользу, записав альбом по мотивам своего выступления в Пхеньяене (он увидит свет в ноябре нынешнего года).

 

LaibachСтоль долгое отсутствие группы в нашей стране сыграло ей на руку — в назначенный вечер в петербургском клубе «Opera» яблоку негде было упасть! Известно, что всяческие запреты только подогревают интерес публики. Под монотонный гул вступительной композиции на сцене один за одним появились музыканты Laibach. Сразу можно было заметить перемены в составе — вместо эффектной брюнетки Мины Шпилер, которая отвечала за отдельные вокальные партии, в составе появилась новая бэк-вокалистка (как и положено настоящим конспирологам, официальный сайт группы по этому поводу молчит). В остальном перед публикой предстал старый добрый Laibach во главе с Миланом Фрасом, облаченным в эффектный красный плащ и с неизменным черным клобуком на голове.

 

Программа концерта состояла из трех частей, а каждая композиция сопровождалась оригинальным видеорядом. Вначале музыканты исполнили несколько композиций из альбома «Also Sprach Zarathustra». Песнями их назвать затруднительно — это скорее звуковые образы, изначально записанные для театральной постановки. Видеоряд в силу своей абстрактности также особо не добавлял понимания происходящему, однако Laibach ведь никогда не отличались прямолинейностью в высказываниях. «Also Sprach Zarathustra», вероятно, самая большая мистификация группы на данный момент. Возможно, какие-то ответы можно найти в одноименном философском романе Фридриха Ницше.

 

Laibach

Во второй части звучали новые песни, записанные Laibach по мотивам своего выступления в Пхеньяне в 2015 году (они же войдут в новый альбом группы). Тут было все проще и мелодичнее — детский хор, спортзал, зарядка, цветы и игрушки, мелькающие на экранах. Но в финале все равно появились танки и в небо полетели ракеты во время исполнения песни «So Long, Farewell». Куда же без ракет, если это КНДР?

 

Третий блок — самый ожидаемый, ибо это выборка из ранних альбомов группы. Музыканты начали с песен «Ti, ki izzivas» и «Brat Moj», которые пробирали до костей. Далее последовали «B Mashina» и две композиции из альбома «Spectre» — «The Whistleblowers» с веселыми пересвистами и мрачноватая «Resistance Is Futile» с элементами дабстепа. Интерпретацию гимна России с альбома «Volk» как обычно встречали овациями и хоровым припевом, а кавер на песню The Rolling Stones «Sympathy for the Devil» довершала кровавая хроника прошлого столетия с войнами и революциями.

 

Закончился концерт песней-аксиомой «Life Is Life». «Жизнь — это жизнь», тут и добавить больше нечего. А выводы после этого шоу сделает каждый для себя лично, ведь не существует единственно верной точки зрения на что бы то ни было. Все творчество словенских провокаторов и конспирологов под вывеской Laibach построено на этом утверждении.

 

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Елены Карповой


Один комментарий на ««Искусство разрушать стены и наводить мосты»»

  1. Аватар пользователя Алексей Романенко
    Алексей Романенко

    Надо полагать первая часть была полным занудством и смертью для ушей, ибо то, что они записали и называют «новым альбомом» слушать невозможно. Не каждый фанат дотянет до середины. И Jesus Christ Superstar опять задвинули. По-русски диалоги с публикой вели?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.