9 ноября на Новой сцене Александринского театра в четырнадцатый раз прошел фестиваль экспериментальной электроники и аудиовизуального искусства «Электро-Механика». За прошедшие годы фестиваль стал традиционным местом сбора артистов, творящих за пределами устоявшихся жанров электронной музыки. Не стал исключением и нынешний фестиваль, подаривший меломанам массу необычных перформансов.
Музыкальная программа на главной сцене стартовала с выступления немецкого дуэта Driftmachine, состоящего из Андреаса Герта и Флориана Циммера. Музыканты работают с двумя синхронизированными модулярными системами, получая на выходе ритмичное минималистичное звучание. Живое выступление дуэта (а на «Электро-Механике» все выступающие играют в режиме live) сопровождалось абстрактными видеоинсталляциями — необходимым атрибутом практически любой уважающей себя электронной группы XXI века.
Следующим выступал синтезаторный гик Игорь Старшинов, который взялся за весьма амбициозную задачу переосмыслить произведения Сергея Курехина. Музыкант сыграл коллаж на винтажных синтезаторах, где за основу было взято современное техно и синтвейв, поверх которого звучали отрывки композиций Курехина и фрагменты из его интервью. Получился занятный сплав двух культур — академической и электронной, за которым было любопытно наблюдать в режиме реального времени. За подобный эксперимент люди проголосовали ногами, лихо отплясывая под упругие танцевальные ритмы.
Только публика успела перевести дух, как на сцене появилась Eartheater, она же Alexandra Drewchin — певица и музыкант из США. Она устроила эффектный перформанс, эмоционально исполняя вокальные партии, в то время как ее напарник за пультом сосредоточенно сводил треки за пультом. В ход шла шумовая электроника, обрывки r`n`b, гитарные вкрапления и лоуфай-мелодии как основное связующее звено в этой звуковой вакханалии. Это был эксперимент в чистом виде, и именно из-за подобных перформансов публика посещает «Электро-Механику» из года в год.
Репер Gaika, выступавший следом, прокачал главный танцпол грувом и речитативами. В его саунде переплетаются элементы r`n`b, трип-хопа и даже гранжа, а сам артист называет свое творчество «геттофутуризмом». В какой-то момент Gaika так увлекся, что спрыгнул прямо в партер и исполнил пару треков в кругу изумленных слушателей. Впрочем, на «Электро-Механике» и не такое видели!
После рэп-отступления вектор вновь сместился в танцевальную электронику. На сцене появились Giant Swan — дуэт Робина Стюарта и Гарри Райта, базирующийся в Бристоле. Их выступление напоминало техно-мессу под психоделический видеоряд. Музыканты накладывали эффекты в режиме реального времени, что позволяло им в буквальном смысле играть настроением публики, в нужный момент увеличивая градус накала или, наоборот, сбавляя обороты для передышки перед очередным штурмом. Настоящие техно-маньяки! Программу главной сцены закрывал московский техно-дуэт ПТУ, который выпускает релизы на лейбле самой Нины Кравиц. Дуэт устроил утренний рэйв, щедро разбавляя техно-мотивы экспериментальными вставками и эффектами.
В малом зале также прошло немало интересных перформансов. Самый запоминающийся из них устроила медиахудожница Heidi Horsturz из Роттердама, которая скрещивала экспериментальную электронику и голландский хардкор с компьютерной анимацей и мультимедийными инсталляциями. Среди других героев ночи — рязанский электронный исполнитель digital moss, который удобно расположился на полу и колдовал над своим грувбоксом, извлекая из него мистические звуки; нижегородцы Crimson Butterfly, миксующие leftfield, industrial и ambient; проект Виктора Кудряшова Discours Synthetic, вдохновленный эстетикой французского синт-вэйва 80-х; петербургский конгломерат Classic Electric, в котором объединились академические композиторы, электронные музыканты и медиа-художники.
Всего за одну ночь у посетителей фестиваля была уникальная возможность увидеть в деле дюжину самобытных экспериментальных исполнителей со всего мира. «Электро-Механика», как и «SKIF», не перестает удивлять подбором артистов, раздвигающих рамки жанров и творящих за пределами сложившихся стилей и клише. Это эксперимент, который никогда не прекратится.
Игорь Фоломеев специально для Musecube
Фотографии Игоря Фоломеева
Добавить комментарий