Кармина Бурана: колесо судьбы

karmina_burana

 

В феврале в Светлановском зале Московского международного дома музыки с успехом прошла серия концертов «Кармина Бурана». Под масштабные видеопроекции звучала знаменитая сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа.

 

Карл Орф написал своё знаменитое произведение в 1935-36 годах. Однажды ему попался в руки сборник средневековой поэзии «Carmina Burana» – «Песни Бойерна», монастырский песенник. Несмотря на то, что эту книжицу обнаружили в монастыре, в собранных в ней текстах не оказалось ничего религиозного. Даже наоборот – темы раскрывались сугубо светские, актуальные и в наше время: непостоянство и быстротечность жизни, радость прихода весны, застольные и любовные песни, прославляющие плотские радости. Кое-где были набросаны ноты, но Орф не стал на них опираться, а написал своё либретто.

 

На первой странице сборника нарисовано Колесо Фортуны, управляемое Судьбой. Оно означает стремительность, мимолётность, непредсказуемость жизни – кто был сегодня наверху, окажется внизу, а тот, кто был унижен, возвысится.

 

Карл Орф видел кантату не просто музыкальным произведением, а полноценным сценическим. «Песни Бойерна: мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями» – так полностью называется «Кармина Бурана». По задумке Орфа на сцене во время исполнения постоянно вращалось огромное колесо – оно впечатляло публику.

 

И сейчас на концертах симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония» традиция соблюдена. С первыми звуками «O Fortuna!» – пожалуй, самого известного и впечатляющего номера кантаты – на стенах Светлановского зала загорается пламенеющее Колесо Фортуны и начинает катиться, вращаться, подминая под себя всё мирское.

 

О, судьба!
Как луна,
Ты изменчива,
Всегда то растешь,
То убываешь
Вмешиваешься в ход жизни,
То ожесточаешь,
То излечиваешь,
Тебя не постичь умом,
Что нищета,
Что власть —
Всё это тает, как лед.

 

По заветам Орфа создано настоящее сценическое действо. В концертах участвовали: Эльвира Хохлова (сопрано), Александр Богданов (тенор), Андрей Батуркин (баритон), Детский хор Большого театра России, Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».

 

Красно-чёрное пространство сцены, хор в сутанах – всё в деталях создавало настроение, монументальную и яркую атмосферу. Главным визуальным элементом стали видеопроекции, растекающиеся, распространяющиеся по всему залу, подстраивающиеся под его нестандартную архитектуру.

 

Каждая часть музыкального произведения проиллюстрирована шедеврами Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля, Босха и Брейгеля, помогающими то почувствовать весну, то окунуться в разнузданность кабака, то понять тщетность и изменчивость жизни. В громадном органе Светлановского зала то разгоралось солнце, то плясали языки пламени, добираясь до объёмного потолка. Музыка, голоса, видеоинсталляции – всё работало на полную мощность и вместе, создавая полное и объёмное впечатление от необычного произведения Карла Орфа.

 

Евгения Смехова, специально для Musecube.
Фотография предоставлена оркестром «Русская филармония».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.