Симфоническое Кино. Киносимфония в стиле рок

Киносимфония в стиле рок
Фотография Дмитрия Строца

9 октября в БКЗ «Октябрьский» прошёл концерт уникального коллектива «Симфоническое Кино». Песни Виктора Цоя в оркестровом звучании Петербург не слышал три года. В последнее время создатели проекта были заняты возрождением настоящей группы «Кино» с голосом её лидера, оцифрованным с оригинальных многоканальных записей. Теперь оба проекта, связанные между собой, но в то же время существующие самостоятельно, представляют равнозначную ценность для сохранения культурного наследия Цоя.

На сцену БКЗ оркестр во главе с дирижёром Антоном Шабуровым вышел с задержкой. Зрителей было так много, что вовремя расположиться по местам всем не удалось.

Небольшая оркестровая увертюра, основанная на темах песен «Кино», предварила фееричное появление Юрия Каспаряна – слушатели встретили его восторженными аплодисментами. Нежная, прозрачная прелюдия сменилась жёстким, ритмичным звучанием «Группы крови». Резкие интонации скрипок  ввели в главную тему и продолжили знакомый мотив,  объединившись в припеве с медными духовыми инструментами. А затем Юрий Каспарян «врезал» своё гитарное соло.

Тут же музыканты сыграли лёгкую песню «Закрой за мной дверь, я ухожу», и заметным контрастом по отношению к ней оказалась «Электричка». Большое значение имеют звукоизобразительные приёмы: медленно, но уверенно на нас двигалась и не собиралась отступать огромная тяжёлая махина. Всей своей мощью оркестр передал величие, силу и размах этой громадины. Прерывистое остинато струнной группы стало основой для «грязного» гитарного риффа Юрия Каспаряна, а затем и для мелодии духовых, в которую этот рифф всё же неумолимо вторгался.

Избавил от наступающего звукового ужаса стремительный хит «В наших глазах». Но тут же началась драматичная «Война». Удивительно, что даже без слов песни Виктора Цоя не теряют актуальности. Сквозь наслоение инструментальных пластов так и слышится его голос:

«Земля.
Небо.
Между землей и небом — война!
И где бы ты не был,
Что б ты не делал —
Между землей и небом — война!»

Далее прозвучали умиротворённые песни «Пачка сигарет» и «Печаль», в которых разные инструментальные группы вели диалоги, а затем неизбежно приводили к известным соло Юрия Каспаряна. Спокойные композиции и далее перемежались с напористыми, энергичными, постоянно меняя настроение концерта.

Вскоре оркестр сыграл «Красно-жёлтые огни» и «Место для шага вперед». Кстати, недавно группа «Кино» начала заниматься коллаборациями с другими музыкантами, и первой из них стала песня «Место для шага вперед». Соло на трубе исполнил лидер коллективов “Spitfire” и «Преzтиж», участник «Группировки Ленинград» Роман Парыгин.

А на концерте снова воцарился покой – зазвучала хрупкая «Игра». Казалось, нельзя даже пошевелиться, чтобы не нарушить музыкальную идиллию. Но это всё-таки сделали хиты «Когда твоя девушка больна», «Стук» и «Мама, мы все тяжело больны», которые стали своеобразным фатальным прорицанием.

Конечно, после такого эмоционального всплеска нужно было прийти в себя.

«Тем, кто ложится спать,
Спокойного сна.
Спокойная ночь».

Гитарное вступление Юрия Каспаряна можно было узнать с первых нот. Не перестаёт поражать точность текстов Виктора Цоя, которые даже спустя 35 лет звучат злободневно:

«Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасет облака,
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.
………………………………………………………..
Соседи приходят, им слышится стук копыт,
Мешают уснуть, тревожат их сон.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь
Те, кто спасен, те, кто спасен.»

Тут же прозвучала юмористическая зажигательная песня «Кончится лето», а затем грянул монументальный шлягер «Перемен» с величественным риффом всего оркестра. Он «рос» на протяжении всей песни и достиг кульминации в самом конце, образовав большую коду. Апофеоз «Перемен» сменили воздушные «Алюминиевые огурцы» с солирующей партией колокольчиков, а печальная «Кукушка» завершила основную часть программы. Через пару минут музыканты исполнили две композиции на бис: «Песня без слов» и «Звезда по имени Солнце».

Благодаря аутентичному звучанию гитары Юрия Каспаряна и общему замыслу проекта сохраняется дух группы «Кино», а в сочетании с аранжировками, обогащёнными арсеналом оркестровых инструментов, световым шоу и авторским видеорядом, созданным специально для «Симфонического Кино» сыном Виктора Цоя Александром, рождается взаимопроникновение рок-музыки и симфонического жанра. Несмотря на то, что концертная программа коллектива каждый раз варьируется, она остаётся крупным единым многочастным произведением, близким к академической музыке, и в очередной раз подтверждает, что творчество группы «Кино» — вне жанровых ограничений,  сиюминутных веяний моды и вкусов аудитории.

Анастасия Видмайер специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.