Что общего может быть между такими разными направлениями в музыке, как хардкор и классика? Исландец Olafur Arnalds утверждает, что сходство есть: «До того, как стать музыкой для снобов, классика была своего рода панк-роком, музыкой аутсайдеров. Ее же, если взять времена того же Шопена, зачастую играли в каких-то прокуренных тавернах, где люди шумели посреди выступления и не стеснялись хлопать в знак одобрения, если им что-то нравилось. Но дело не только в этом. Классическая музыка предъявляет к слушателю требования, она рассчитана на умного слушателя и в этом смысле бросает ему вызов. То же делает хардкор — он требует внимания и сосредоточения. У двух очень разных жанров есть эта общая черта».
Музыкальная карьера Арналдса лишь подкрепляет его слова: он начал свой творческий путь в качестве барабанщика в хардкор/метал-группах Fighting Shit и Celestine, принял участие в записи альбома мэт-рокеров 65daysofstatic и ездил в турне вместе с земляками Sigur Ros. Сольные альбомы Оулавюра являются лучшими образцами неоклассики, где традиционная клавишная музыка органично переплетается с электроникой. На своем последнем альбоме «The Chopin Project» Арналдс переосмысляет классику Фредерика Шопена, а помогает ему в этом талантливая пианистка Элис Сара Отт.
Берясь за столь амбициозный проект, Оулавюр ставил цель вдохнуть новую жизнь в классические произведения Шопена, а заодно познакомить с этой музыкой молодую аудиторию. 13 сентября на сцене Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Оулавюр Арналдс и Элис Сара Отт представили результат своих трудов. Исполнять произведения Шопена в классическом концертном зале оказалось удачным решением. Стены, пропитанные духом истории, классический интерьер — все это создавало необходимую атмосферу.
Основную часть аудитории составляли молодые люди, знающие Арналдса по его сольным проектам. Музыканты появились на сцене в расширенном составе, который помимо Арналдса и Отт включал в себя трех скрипачей и двух виолончелистов. Элис исполнила вступительную партию и лишь затем к ней присоединились остальные участники. Отт продемонстрировала виртуозное владение клавишами, попеременно исполняя партии на фортепиано и рояле. По сути именно она вела этот концерт, а Оулавюр взял на себя роль саунд-продюсера, сосредоточившись на наложении звуковых эффектов. Впрочем, несколько сольных партий Арналдс все же сыграл.
Известно, что Шопен при жизни очень редко давал концерты и все они проходили в небольших аудиториях. Оулавюр решил смоделировать этот процесс — звук был отстроен таким образом, чтобы слушатель мог различить малейшие нюансы, возникающие в процессе живого исполнения. С этой целью музыканты особым образом подготовили фортепиано, очень близко разместив микрофоны, чтобы были слышны в том числе и артефакты — шумы, которые издают клавиши, молоточки и струны. Музыканты задались целью создать ощущение у слушателя, будто он находится в небольшой комнате рядом с пианистом. Все это удивительным образом дисциплинировало публику, которая не решалась лишний раз испортить шумом стройное течение композиций.
Музыканты мастерски интерпретировали классические произведения Шопена, дополнив клавишные партии звуками скрипки и виолончели. Электронные эффекты и редкие вкрапления синтезаторов органично вписывались в общий фон, не нарушая целостности восприятия. Звукорежиссерский талант Арналдса раскрывался в полной мере, ведь мало просто собрать талантливых музыкантов и соответствующим образом подготовить инструменты. Главной задачей было создать органичный звуковой микс, внеся в произведения необходимую новизну, не исказив при этом первоначальный смысл. Можно констатировать, что Оулавюр и компания с этой задачей справились — музыка Шопена действительно заиграла новыми красками.
Отыграв основной блок композиций, музыканты взяли небольшую паузу. На бис вышли лишь Оулавюр и Элис, которые рассказали истории из жизни, связанные с музыкой Шопена, а затем каждый сыграл по одной композиции. С финальными аккордами откуда-то из гримерки послышались звуки скрипки и композиция плавно затихала до тех пор, пока еще можно было различить едва уловимое звучание инструментов…
Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Дмитрия Колосова смотрите здесь
Добавить комментарий