Короли Севера

Многие знают, ну или хотя бы догадываются, о теплых отношениях между Россией и Финляндией. И вправду, русский и финский народы объединяет кое-что куда большее, чем просто географическая близость. Возможно, это из-за какого-нибудь северного духа, который сближает два народа несмотря на различные исторические и политические конфликты, возможно из-за чего-то другого, вряд ли кто-то сможет разобраться. Однако факт многолетней крепкой дружбы налицо.  И это проявляется во многом, а в музыке в первую очередь. Всегда и в любом городе необъятной России любого финского исполнителя ожидает обжигающе горячий прием: будь то выступление какого-нибудь исполина финской музыкальной культуры, или же молодой и малознакомой команды. Всех и везде встречают радушно, так, что исполнители, отправляясь в новое турне, концерты в России делают одними из первых, а если так не выходит, то приезжают позже, делая выступления в городах нашей родины приоритетными, особыми.

Так же поступила одна из самых известных финских команд за пределами Финляндии и одна из самых обожаемых в России – Sonata Arctica. Предварительно объездив огромное количество городов в Европе, группа, которая у многих слушателей ассоциируется исключительно со снегом, стужей и морозной ночью, готовилась  в первые дни московской оттепели дать по-настоящему жаркий, и в то же время практически домашний концерт, ведь даже в самые сложные моменты для группы в России Арктику встречали горячо, как нигде. И не мудрено, что люди и в этот раз заполнили большой зал Milk Moscow чуть ли не под завязку.

Кто-то задастся вопросом: кто же такие Sonata Arctica и почему же у нас их так по-особенному любят? Sonata Arctica – группа из небольшого городка Кеми в Лапландии. Группа в том виде, в котором ее знают слушатели, образовалась в 1997 году ее бессменными участниками: вокалистом, композитором и лириком Тони Какко и ударником Томми Портимо. Сменив за всю свою историю относительно небольшое количество музыкантов, группа с 2007 года и по сей день пребывает в таком составе: Тони Какко – вокал, Элиас Вилъянен — гитара, Хенрик Клингенберг —  клавишные, Марко Паасикоски —  бас-гитара, Томми Портимо —  ударные. Начиная творить в стиле мелодично-скоростного пауэр метала а-ля их земляки Stratovarius, с течением времени группа сменила направление на более самобытное, сбавив скорости своих композиций и перейдя в более лирическое русло, не потеряв при этом мелодизма и шарма, которым всегда обладал коллектив. На данный момент группа имеет семь полноформатных альбомов, совершенно разных, гениальных и не очень, полностью хитовых и довольно блеклых, но каждый альбом не похожий на предыдущий, самобытный и по-своему интересный. Ну а любят эту группу не только за скоростные боевики, такие, как Black Sheep. Wolf & Raven, 8th Commandment или San Sebastian, но и за великолепные лирические песни: Replica, Tattulah, Draw Me и другие. И если вы искушенный слушатель и любитель хорошей тяжелой музыки, то вопроса «Идти или нет?» возникнуть и не могло. Ответ однозначен: идти, бежать, ползти. На ваш выбор. Но быть стоит.

Очередной приезд группы в Россию был ознаменован туром в честь выпуска нового альбома под названием Stones Grow Her Name. А это означало то, что немалая часть сэт-листа будет состоять из новых песен.  С одной стороны, это правильно, так делают все и всегда: слушателя надо знакомить с новым материалом, пробовать новые хиты в действии. Но публика обычно хочет услышать проверенные хиты, чем вникать в еще не распробованные песни. Получится ли у Тони Какко и соратников показать класс и влюбить искушенного русского слушателя в песни с последнего альбома?

И вот, заполненный Milk Moscow, приблизительное время 20:20, напрягающий синий свет прожекторов и…звучат первые ноты Intro – мелодии, взятой из песни Wildfire, Part III. И, безусловно, незамедлительная реакция публики – восхищенные крики, визги и оглушительные аплодисменты. Музыканты выходят на сцену, и вместе с ними Тони с…фотоаппаратом, обращенным в зал. Определенно захотел запечатлеть такой важный и красивый момент. Но Тони все же вокалист, а не фотограф, поэтому отложив камеру на время (он не побрезгует воспользоваться ей еще несколько раз за концерт) Тони берется за микрофон и начинает петь слова композиции-открытки нового альбома  — Only The Broken Hearts. И практически всю первую половину выступления финны налегали на совершенно новые песни. Компанию новинок, в числе которых Only The Broken Hearts, Alone In Heaven, Shitload Of Money, The Day и I Have A Right разбавили лишь две проверенных композиции: Black Sheep и The Gun. Зато во второй половине своего сэта Соната разразилась на хиты. Тут и Paid in Full, и FullMoon, и Replica, и Broken. Все для того, чтобы ублажить своих поклонников.
Хотя фанаты и без того были довольны. Все новые песни принимались довольно тепло, если не сказать, что горячо. Вроде бы удивительно, но практически все зрители одинаково хорошо подпевали как «потертым» хитам, так и песням с нового альбома. Скажите, часто ли такое можно встретить на рок-концерте? Что уж говорить о том, как активно и бурно публика реагировала на практически любое проявление активности от музыкантов, не стихая и не расслабляясь ни на секунду. Руки охотно поднимались вверх, попутно складываясь в козу или безудержно аплодируя, голоса в мгновение ока подхватывали звучащие мотивы, подпевая музыкантам по мере возможностей и способностей каждого. Вся энергетика шла от души, и получала у музыкантов незамедлительный отклик.
Многие поклонники творчества Sonata Arctica слышали о том, что музыканты во время концерта периодически могут халтурить, банально отрабатывая выступление, не выкладываясь должным образом и просто-напросто не работая с публикой. И всем пришедшим на концерт в какой-то степени стоило готовиться к такому повороту событий, но не забывая при этом надеяться на лучшее. И в этот вечер все надежды были оправданы сполна!! Музыканты выложились от первой до последней секунды, вкладывая душу в каждое спетое слово или сыгранную ноту. Таким образом, финны показали себя не только профессионалами, спев и сыграв все максимально чисто, буквально на грани фантастики, но еще и искренними музыкантами, любящими то, что они делают. Особое внимание, без всяких сомнений, заслуживает Тони и его непрерываемый поток энергии. Тони постоянно бегал по всей сцене, агитируя публику подпевать, вскидывать руки вверх и просто не расслабляться, порой Тони даже ударялся в пляс, а на лирических Broken и Replica садился на колени. В перерывах между песнями он нескончаемо общался с залом, шутил и всячески поддерживал общение, не скупясь на чистейшие русские « Привет», «Спасибо», «Москва» и другие слова. Не меньшей активностью могли отметиться и гитарист  Элиас и клавишник Хенрик, зачастую перемещаясь по залу, периодически меняясь местами: Элиас вставал на подиум Хенрика в те моменты, когда Хенрик снисходил на основную сцену. Несмотря на все обычные атрибуты рок-концерта, атмосфера была еще и максимально домашняя, совершенно задушевная и искренняя. Может быть, некий северный дух вовсе не миф? Может он даже посетил в этот вечер московский концерт Sonata Arctica? Ведь мало чем еще можно объяснить настолько уникальную атмосферу.
С технической же стороны выступления всё было не так однозначно. Milk в очередной раз оставляет двоякое впечатление, и если инструментальная секция, где поначалу пропадали клавишные и сильно перегружались басы, довольно быстро была выровнена, то периодически пропадающий вокал Тони порой разочаровывал. Со светом же все было куда лучше. Изначально он тоже, казалось, разочаровывал, но все же в дальнейшем свет не был навязчивым и слепящим, а лишь подчеркивал все самые приятные моменты выступления. Milk вновь остается очень противоречивой площадкой в плане звука, но даже такие изъяны в этот день не смогли испортить шикарное выступление финских металлистов, по-настоящему зажигавших на московской земле. Более того, музыканты Сонаты не остановились на банальном отыгрывании заранее отрепетированного материала. В сэтлист были удачно вплетены великолепное, техничное и притом яркое и мелодичное гитарное соло Элиаса и завораживающее фортепианное соло Хенрика, складывалось необычное ощущение, словно попал в пестрый сказочный лес из которого вовсе и не хочется выбираться. После этого соло Хенрика можно окрестить как самого гипнотизирующего клавишника если не Европы, то Скандинавии точно. А соло Хенрика закончилось вполне не гипнотизирующе, но и совсем не прозаично. Закончилось оно известной российскому уху мелодией Раймонда Паулза, которую каждый из нас слышал в песне «Миллион алых роз». Более того, Тони переложил небольшой отрывок текста этой песни на родной финский, что вызвало ошеломляющий смех у публики. Оказывается, эта мелодия может послужить неплохим переходом к первому и вечному хиту Сонаты – песне FullMoon. А завершили свой сэт финны еще одним громким хитом Don’t Say A Word и традиционной завершающей композицией про водку. В рамках России эта концовка не менее уместна, чем в Скандинавии. Спев про водку, музыканты неторопливо, но совершенно охотно выходят на поклон с улыбками, с одной стороны гордясь проделанной работой и блаженно наслаждаясь моментами радости себя и публики, с другой стороны с небольшой толикой сожаления о том, что даже такие мгновения заканчиваются, сменяясь другими. Но Соната сегодня, без всяких сомнений, доказала свою значительность для мировой металлической культуры, доказала свой профессионализм, доказала свою любовь к делу, которым занимается уже немало лет, любовь к своим песням и к слушателям, в особенности российским. Доказала родство русских и финнов. Доказала многое и, наверное, в этот день исполнила чью-то давнюю мечту. Например мечту вашего покорного корреспондента, для которого именно Sonata Arctica является одной из отправных точек в постижении музыки вообще и металла в частности. В любом случае, люди по обе стороны сцены уходили счастливыми, с верой в то, что эта встреча состоится вновь. А уже глубокой ночью в Москве пошел белоснежный снег как напоминание прошедшего приезда воистину королей Севера, группой, которая в России всегда была на особенном месте, и в очередной раз доказала и обратную связь. И пресловутый Северный дух, спешащий вслед за арктической сонатой в Петербург, оставил свою небольшую частичку и в Москве, чтобы вернуться сюда вновь. Вновь сопровождая королей Севера.

Специально для MUSECUBE Антон Романовский

Фотоотчёт Фёдора Кузнецова смотрите тут

Сэтлист:

1. Intro  (Wildfire, Part: III )
2. Only the Broken Hearts (Make You Beautiful)
3. Black Sheep
4. Alone In Heaven
5. Shitload Of Money
6. The Gun
7. The Day
8. I Have A Right
9. The Last Amazing Grays
10. Elias guitar solo
11. Last Drop Falls
12. Paid In Full
13. Losing My Insanity
14. Broken
15. Henrik piano solo
16. FullMoon
17. Replica
18. Cinderblox
19. Don’t Say a Word
20. Vodka Outro

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.