85 лет Кшиштофу Пендерецкому. Польский композитор, дирижёр, педагог и наш современник всегда создавал музыку, резко отличающуюся от музыки других мастеров. Смелая экспериментальность, дерзкое новаторство, использование разнообразных техник композиции, поиск свежих средств музыкального выражения, обращение ко взаимоисключающим, противоречивым темам, — лишь некоторые черты творчества Кшиштофа Пендерецкого. Всю жизнь композитор обращался к монументальным формам: писал оперы, симфонии, концерты, крупные вокально-симфонические произведения.
Одно из них мы услышали 17 октября в Большом зале Петербургской филармонии – Концерт №2 для скрипки с оркестром с программным названием «Метаморфозы», посвящённый немецкой скрипачке Анне-Софи Муттер. Скрипичный концерт был написан во второй период творчества Кшиштофа Пендерецкого, более простой и ясный, нежели начальный, авангардный. Выбрав для своего циклического сочинения одночастную форму, Пендерецкий демонстрирует большую свободу развития и виртуозное владение сложными приёмами композиции и в партии солиста, и в партии оркестра. В этот раз Второй скрипичный концерт прозвучал в трактовке блистательного молодого российского скрипача Никиты Борисоглебского и симфонического оркестра филармонии под управлением Михаила Юровского. Музыкантам удалось тонко прочувствовать замысел композитора и войти в его творческий мир, поэтому исполнение Концерта оставило слушателей под большим впечатлением.
Во второй части вечера над стенами филармонии вознеслась музыка Людвига ван Бетховена. В следующем году исполнится 250 лет со дня рождения великого венского классика. Уже сейчас филармония подготовила несколько концертов, посвящённых этому событию. 17 октября оркестр сыграл Седьмую симфонию Бетховена. Когда-то премьера этого сочинения вызвала непонимание у коллег композитора и не имела успеха у публики. Но спустя годы Симфония №7 всё-таки получила признание слушателей и высокую оценку профессионалов.
Четырёхчастный цикл сочетает в себе две главные образные сферы симфонизма Бетховена – танцевально-жанровую и победно-героическую, с апофеозом, прославлением всенародной радости и мощи. Пасторальная и одновременно величественная первая часть, сдержанная, скорбная, лирическая вторая, напоминающая сцену траурного шествия, весёлое, стремительное скерцо и неистовый, ликующий, танцевальный финал составляют единую концепцию произведения, так точно выраженную музыкантами филармонии и Михаилом Юровским.
Пендерецкий и Бетховен… Их разделяют два столетия. Композиторы, безусловно, совершенно разные. Но использование крупных форм, введение ярких новаторских черт, ощущение связей с культурными традициями, склонность к монументальности объединяют двух титанов разных эпох.
Анастасия Видмайер специально для Museсube
Добавить комментарий