Летняя акустика Леонида Фёдорова

Летняя акустика Леонида Фёдорова4 августа на крыше питерского клуба MOD выступил Леонид Фёдоров. Каждый концерт этого музыканта – событие для поклонников его сольного творчества и творчества группы «АукцЫон». И хотя Фёдоров иногда включает в свою программу песни своего коллектива, они звучат совсем по-другому – под аккомпанемент одной лишь гитары происходит почти полное переосмысление прежнего содержания.

Несмотря на всю серьёзность происходящего, на концертах Фёдорова часто «проскакивают» забавные моменты: уже в начале первой песни «Любовь» он несколько раз забывал текст и находил его будто на ощупь. Эта композиция появилась недавно и была написана на сокращённый вариант стихотворения Уильяма Блейка «Странник духа» из сборника «Манускрипт Пикеринга». Тоскливое настроение «Любви» перетекло в трагическую «Весну», особенно актуальную сейчас:

«Горе выпил до дна,
Завтра будет война,
Отпевая весну
Сын ушёл на войну.
Ночь над нами, как чай,
Чайкой в небе печаль,
Ты не отвечай…»

В этот раз Леонид Фёдоров пел мало песен на стихи ОБЭРИУтов. Кроме «Весны» на стихи Александра Введенского, прозвучала лишь «Душа» с его же текстом, хотя творчество поэтов Объединения Реального Искусства давно привлекает Фёдорова, и по их произведениям он написал довольно много музыки.

Большинство же песен на летнем концерте звучало на стихи клавишника «АукцЫона» и автора почти всех текстов Леонида Фёдорова – Дмитрия Озерского. Например, задумчивая «Луна упала» из репертуара «АукцЫона». Красивое сопровождение духовых инструментов Фёдоров заменил своим голосом, задействуя технические приёмы и записав его тут же во второй микрофон с эффектом эха. Известно, что Леонид Фёдоров – большой мастер импровизации. Каждый его концерт значительно отличается от предыдущего, и даже если композиции повторяются, они звучат совершенно по-другому, будто это разные сочинения. Скорее всего, Фёдоров и сам до последнего точно не знает, как именно они воплотятся, поэтому на его концертах музыка рождается в большой степени здесь и сейчас, стирая границы между создателем и слушателем.

Кроме относительных новинок, Леонид Фёдоров сыграл старые песни, которые многие зрители ждали и пели вместе с ним. А в композиции «Сонь» на стихи Алексея Хвостенко получилось не только хоровое пение, но и диалог между Леонидом и наиболее смелым зрителем. Любопытно, что «Сонь» является абсолютной музыкальной копией песни Фёдорова «Далеко», но с другим текстом, всё же перекликающимся со своей предшественницей, написанной на несколько лет раньше.

Такое же коллективное исполнение постигло протяжную песню «Волны те». Долгая импровизация на гитаре со множеством сэмплированных звуков, нарастающим напряжением, переходящим в какофонную кульминацию со внезапными выкриками Фёдорова («Это! Это было полбабы и только! Говорит: «Лезь под платье, ты не дома!» Или это, слышь! Где-то сгоришь как трава! Пылью мне серой, пылью всё запылила!), всё же привела к медленному мелодичному припеву, который затем снова окунулся в бесконечную инструментальную фантазию автора.

Медитативное настроение быстро стёрла «Грусть-печаль моя». Кажется, только её энергии могло бы хватить на весь концерт. Подобными темпераментными, напористыми песнями Леонид Фёдоров разбавлял свою программу время от времени. Ими оказались «Голова-нога», «Что похуже – на потом» и «На краю», после которой Фёдорову пришлось менять струну, и это был настоящий спонтанный музыкальный перформанс! На фоне скрежещущих звуков подключённой гитары он достал плоскогубцы и запасную струну, а когда звукорежиссёр убрал «помехи», Леонид возмутился: «Зачем? Нормальная музыка!». Взяв тут же пару аккордов и, с помощью ножного переключателя записав их в качестве риффовой фонограммы, Фёдоров быстро исправил и настроил свою гитару. Правда, в программе осталась всего одна песня – «Тиша» с альбома «АукцЫона» «Мечты». И снова Леонид стал забывать слова, в очередной раз повеселив публику. Неторопливо развёртывающееся звучание духовых инструментов в проигрыше Фёдоров заменил своим голосом под аккомпанемент гитары, и под эту же, теперь записанную и повторяющуюся, музыку, как всегда, удалился со сцены.

Конечно, не обошлось без выхода на бис. Выключив «отголоски» «Тиши», Леонид Фёдоров решил сыграть одну из песен, которая узнаётся многими с первыми ударами по струнам, – «Профукал». Речитативно-декламационная манера исполнения в сочетании с мелодичными распевами превратили эту вещь в психоделический центр всего концерта. И настроение это, как послевкусие, осталось с нами ещё надолго.

Играя концерты, Леонид Фёдоров, кажется, не видит и не слышит ничего вокруг. Он находится внутри своей музыки, внутри мгновенного эксперимента и чувствует только его, другого мира в этот момент для него не существует. А полное погружение в иное измерение распространяется и на нас – каждого, кто хочет быть участником происходящего.

Анастасия Видмайер специально для Musecube

Фотографии Сергея Спиридонова смотрите здесь 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.