В этом году знаменитый сербский фестиваль Exit впервые проводился в новом формате. Мероприятие под заголовком Avantura предполагало целых семь дней музыкального пиршества — сначала в крепости Петроварадин, а затем на пляже Адриатического моря в соседней Черногории.
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Первая остановка — Сербия, город Нови Сад, традиционный фестиваль Exit. Он проводится каждый год в старинной крепости Петроварадин на берегу Дуная. В 2000-м году трое студентов местного университета организовали неформальный музыкальный слет, который с годами превратился в крупнейший фестиваль в регионе и настоящую визитную карточку Сербии. Пятнадцать лет назад на город падали бомбы, а сейчас сюда съезжается вся прогрессивная молодежь Европы.
По итогам прошлого года фестиваль Exit был признан лучшим среди крупных фестивалей Европы. Что же помогло ему завоевать столь почетное звание? Можно выделить несколько факторов. Основной — это, конечно, удачное расположение. Старинная крепость представляет собой идеальный комплекс для фестиваля. Перепады высот и мощные каменные стены позволяют разместить на компактной территории множество изолированных друг от друга сцен, где звук не накладывается и не сливается в кашу. Да и само пребывание в этом памятнике архитектуры уже внушает трепет.
Транспортная доступность города также на высоте, благодаря чему сюда съезжается публика со всей континентальной Европы. Цены на жилье и питание вас приятно удивят, ибо они одни из самых низких в регионе, так что можно уложиться в весьма скромную сумму. Для русских туристов еще одним приятным пунктом станет отсутствие въездных виз как в Сербию, так и в Черногорию.
Все еще думаете, куда поехать следующим летом? Тогда финальный выстрел в голову: музыкальный line up фестиваля удовлетворит самым взыскательным вкусам. Организаторы держат руку на пульсе новых тенденций в музыке, но и не забывают заслуженных деятелей эстрады. В итоге на одном фестивале можно услышать как Тома Йорка и новомодных электронщиков, так и ветеранов сцены вроде New Order или Guns N`Roses.
Все музыкальное великолепие проводится на 11 (!) сценах с восьми вечера и до самого утра. Основные площадки — main stage (где играют преимущественно знаменитые коллективы), dance arena (по размерам как основная сцена, только предназначенная для выступления диджеев), fusion stage (для инди-исполнителей), explosive stage (здесь играют «трэш митол»), reggae stage, latino stage, trance stage… Принцип свободного выбора на фестивале возведен в абсолют — не понравилась музыка, просто идешь к другой сцене и находишь то, что по душе.
Но не только музыкой жив фестиваль. Это настоящий мини-город, где можно спокойно жить и ни в чем не нуждаться. На территории крепости расположено множество точек питания, где можно перекусить не только гамбургером, но и традиционными блюдами разных стран мира. Алкоголь — само собой разумеющееся, в том числе и элитный. Для удобства введена система продаж по картам, что существенно облегчает саму процедуру и уменьшает очереди в бары.
Помимо того на территории есть множество chillout зон, где можно передохнуть, различные аттракционы, точки продаж сувениров, одежды и даже свой кинотеатр. Одним словом рай для меломана!
Описать происходящее на одиннадцати сценах вряд ли представляется возможным, поэтому здесь будет обзор наиболее ярких моментов Экзита-2014.
В первый день традиционно солнечная погода была подпорчена дождем, заставив публику кутаться в дождевики. Некоторые даже примеряли резиновые сапоги, прямо как на английском Гластонбери. Однако люди не обращали внимания на такие неудобства, ибо они ждали этот праздник целый год, и ничто не могло помешать его проведению.
На главной арене выступил бельгийский вундеркинд Stromae. Он пел на английском, французком, итальянском и двигался на манер Майкла Джексона. Бодрая электроника располагала к танцам, а веселый маскарад на сцене приковывал внимание.
После залпов салюта в честь церемонии открытия фестиваля, на сцене появились Pet Shop Boys с презентацией нового альбома «Electric». В начале они несколько «усыпили» публику, распаленную сэтом Stromae. Но как только британцы взялись исполнять свои хиты вроде «Domino Dancing», «Always On My Mind», «Suburbia», все стало на свои места — хоровые припевы, танцы и всеобщее веселье. Шоу Pet Shop Boys как всегда оказалось на высоте. Практически к каждой песне был подготовлен визуальный ряд, дополненный оригинальными костюмами музыкантов и в некоторых случаях танцевальными номерами. Лучшего открытия и не придумаешь!
Второй день был ознаменован еще одной ретроспективой: Gloria Gaynor выступила с целым оркестром. Красивые джазовые аранжировки в сопровождении целой группы бэк-вокалистов качественно подчеркивали пение самой Глории. Несмотря на годы, диско остается музыкой, которая заводит стадионы.
Rudimental, вышедшие на сцену сразу после Глории, были ориентированы на более молодую публику. Талантливая группировка музыкантов и МС из Лондона со своим дебютным альбомом «Home», выпущенном в прошлом году, собрали немало наград и лестных отзывов. Они прокачали публику смесью из хип-хопа, электроники и дабстепа.
На Fusion Stage выступили Asian Dub Foundation, хотя по статусу вполне могли занять место и на main-арене. Парни представили новый материал с альбома «The Signal And The Noise», а также прошлись по своей классике. Смесь панка и брейкбита провоцировали массовый отрыв и слэм. На здоровье, как говорится.
Между тем на дэнс-арене вел свой сэт крестный отец техно музыки, сам Carl Cox. Желающих поплясать под его музыку собралось столько, что даже огромное поле арены с трудом вместило всех. Большая сцена с экраном для видеоинсталляций, мощный чистый звук, стробоскопы, лазеры, дымовые завесы… Это был настоящий рэйв, который продолжался до утра, пока первые лучи солнца не озарили фестивальное поле.
Каждое утро, возвращаясь к месту ночлега, душу грела единственная мысль, что завтра все повторится снова, только с другим набором музыкантов и ощущений!
Третий день начался с выступления двух хорватских виртуозов виолончели — дуэта 2Cellos. Парни исполняли кавер-версии знаменитых композиций U2, AC/DC, Michael Jackson, Sting, Nirvana, Prodigy. Под отдельные композиции, вроде Nirvana «Smells Like Teen Spirit», горячие сербские фанаты устроили настоящий слэм. Вы где-нибудь видели слэм под виолончели? На Экзите это обычное дело.
Следующего музыканта ждали особенно — Damon Albarn, гений современности, бессменный фронтмен Blur и рулевой Gorillaz, приехал с презентацией сольной пластинки «Everyday Robots». Настроение царило сугубо меланхоличное, в духе композиций с нового альбома. Деймон расхаживал по сцене с бубном, садился за пианино и наигрывал протяжные мелодии, напевая собравшимся свои баллады, будто посвящая их в некое таинство. Даром что ли огромную гептаграмму на сцене повесил?
В музицировании Деймону помогал целый хор темнокожих бэк-вокалистов, перкуссионист и два гитариста. Иногда это даже напоминало религиозную мессу, какие любят устраивать в американских церквях. Но были, конечно, и некие отступления в виде исполнения композиций Gorillaz «Tomorrow Comes Today», «Slow Country» и «Clint Eastwood», под которые народ оживлялся. Видеть рефлексирующего Албарна штука занятная и не упрекнуть его, что, мол, было мало драйва. Для этого существуют Blur и Gorillaz, а в этот вечер музыкант показал иную сторону своего творчества.
Кто хотел отрыва, получил его сразу после сэта Албарна, ибо за вертушками появился сам Skrillex. Да-да, именно тот человек, который вывел dubstep в мейнстрим и записал совместный альбом с KoЯn. Интересный факт, что в тот же вечер музыкант отыграл сэт в России на фестивале Future Alfa People, а спустя несколько часов чудесным образом материализовался на Экзите и буквально взорвал танцпол. Это был жесткий двухчасовой аттракцион, во время которого публика активно сбрасывала запасы калорий. Над фестивальным полем стояла завеса дыма, а ночное небо разрывали стробоскопы и лазеры. Некоторые даже жгли фаера, как во время выступления Prodigy здесь же в прошлом году.
Танцевальная программа продолжилась на dance-арене, где выступили Tiga vs. DJ Hell, которые порадовали всех любителей качественной хаус-музыки. Выступления именитых диджеев back to back стало еще одной фишкой этого фестиваля.
Четвертый день Экзита открыли Hurts, которые весьма заматерели в последние пару лет и теперь выступают на главных аренах. Впрочем, их синти-поп изначально имел «стадионное» звучание.
На роль хэдлайнеров заключительного дня были определены Suede и опять организаторы, что называется, угадали. Бретт Андерсон и компания вернулись в прошлом году с альбомом «Bloodsport» после долгого молчания. До этого, в 2011-м году, они представили еще полусырой новый материал в питерском Главклубе и можно было заметить, что группе калибра Suede просто необходимы стадионы, чтобы вдохнуть полной грудью. Они их получили спустя три года, триумфально вернувшись в роли хэдлайнеров на многие европейские фестивали.
Бретт Андерсон как всегда был в ударе — он буквально проживал заново каждую свою песню, выступая на разрыв, будто в последний раз. Были и традиционные трюки с летающим над сценой микрофоном, и с камерой, которую Бретт буквально вырвал у телеоператора и начал снимать первые ряды зрителей. Эмоции били через край, да и как по-другому, когда слышишь «New Generation», «So Young» или «Beautiful Ones»? И хотя в начале сэта публика была несколько вялой, ближе к финалу все как один во весь голос распевали припевы с фронтменом, от Андерсона просто так не отделаешься! Это было эпичное завершение основной программы фестиваля.
Концерты плавно перетекли в рейв: на главной площадке выступил drum`n`bass продюсер Sub Focus, а на танцевальной арене в эту ночь главенствовали гуру прогрессив хауса — Deep Dish.
Четырехдневный фестиваль закончился, подарив собравшимся массу ярких впечатлений, но… Это была лишь первая часть авантюры и все желающие отправились дальше, в соседнюю Черногорию на Sea Dance Festival.
Продолжение читайте здесь
Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
В отчете использованы фотографии с официального сайта мероприятия
Полный фотоотчет смотрите здесь
Добавить комментарий