Мацуев представил новую смену

18 мая пианист Денис Мацуев завершил свой филармонический абонемент концертом в Большом зале Московской Консерватории. Вечер был посвящен памяти Иветты Николаевны Вороновой, основательницы благотворительного фонда «Новые имена».

Это был необычный концерт, состоящий из трех отделений, каждое из которых заслуживает отдельной рецензии, ведь названия сыгранных произведений говорят сами за себя: «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского и Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Танеева. Кроме того, Мацуев устроил публике приятный сюрприз, пригласив на сцену победителей I Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion, который недавно состоялся в Казахстане. Организатором конкурса выступил сам Денис.

macuevВозможность сыграть в легендарном зале получили Варвара Кутузова (победительница в категории до 11 лет), Александр Малафеев (победитель в категории до 14 лет) и обладатель Гран-при конкурса, 16-летний Александр Кутузов. Публика очень тепло встретила юных пианистов. Когда слушаешь игру таких молодых музыкантов, причем игру очень высокого уровня, невозможно не восхищаться их трудолюбием и талантом, но еще думаешь о том, как непросто им будет найти себя в мире классической музыки. Радует то, что Денис продолжает дело Иветты Вороновой и, я уверена, не оставит талантливых ребят, поможет им и дальше завоевывать сердца слушателей, ведь свою путевку в большую музыкальную жизнь они уже получили.

Но до выступления юных пианистов нас ждали два отделения, в которых Денис выступил сольно. Он начал с исполнения «Времен года» Чайковского, которые, кажется, можно слушать бесконечное количество раз. Написанные композитором в 1876 году по заказу петербургского издателя журнала «Нувеллист», эти двенадцать характеристических картин потрясающим образом воспроизводят все состояния природы, которые можно наблюдать в течение года. Для меня в этой музыке не только природа, но еще тот неспешный ритм жизни, который потерян навсегда и, наверное, потому вызывает такое щемящее чувство ностальгии. На мой взгляд, Денису особенно удались пьесы «Январь», «Апрель», «Ноябрь» и «Декабрь», хотя наверняка найдутся те, кому его интерпретация могла и не понравиться. Но с произведениями, которые у всех на слуху, это неизбежно. Единственное, чего мне не хватало, это четкости звучания — все-таки в Консерватории по-прежнему лучше всего сидеть в амфитеатре, а не в первом ряду партера: особенность акустики такова, что звук поднимается вверх, оставляя ближайшие к сцене ряды неохваченными.

«Картинки с выставки» Мусоргского в исполнении Мацуева я слушала впервые и сразу же отметила, что эта музыка ему удивительно подходит. Сюита для фортепиано, написанная в 1874 году, с первых тактов погружает слушателя в мистический, сказочный мир и будит воображение. В «Картинках» много техничных моментов и резких переходов от форте к пиано, от стремительности к задумчивости. Мусоргский сочинил этот цикл под впечатлением от знакомства с архитектором и художником Виктором Гартманом. Они стали хорошими друзьями. Смерть художника в 1873 году стала для композитора большим потрясением. Мусоргский задумал «Картинки» после посещения посмертной выставки работ Гартмана в Академии художеств в Петербурге. Увидев картины, он задумал музыкальную «прогулку» по воображаемой галерее. Мне кажется, это произведение требует вдумчивого прослушивания и знания истории создания, иначе образы, «озвученные» Мусоргским, не дойдут до слушателя в той степени, в которой этого бы хотел сам композитор. Надеюсь, «Картинки» надолго останутся в репертуаре Мацуева, и у нас еще будет возможность оценить его интерпретацию этой сюиты.

В третьем отделении к Денису присоединились скрипачи Граф Муржа и Борис Бровцын, а также альтист Максим Рысанов и виолончелист Борис Андрианов – в прошлом все стипендиаты фонда «Новые имена» — чтобы сыграть Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели соль минор Танеева. Премьера состоялась в 1911 году при участии самого автора, но квинтет не стал ни большим успехом, ни громким поражением. Однако впоследствии к нему возвращались все больше и больше музыкантов, и произведение становилось объектом анализа музыкальных критиков. В целом эта музыка мне понравилась, особенно Скерцо второй части, но в то же время показалось, что Квинтет как-то «затерялся» после Чайковского и Мусоргского. Тем не менее, не могу не отметить, насколько профессионально был исполнен квинтет, как чутко слушали друг друга музыканты. Особенно запомнилось звучание виолончели Бориса Андрианова, который уже не первый раз присоединяется к Мацуеву во время его концертов в Большом зале Консерватории.

В антракте разговорились с соседкой, женщиной средних лет, большой любительницей классической музыки. Она очень точно заметила: «Моя подруга, которая живет за границей, завидует, говорит «какие вы, москвичи, счастливые — каждую неделю можете ходить на такие интересные концерты!» Действительно, история классической музыки творится на наших глазах, и, как верно сказал Мацуев, представляя маленьких пианистов, «русская фортепианная школа жива!» Очень хочется, чтобы об этом знало как можно больше людей.

Софья Тихомирова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.