Мой Рагнарек

Столько сюжетов, мифов и даже научных работ посвящено Локи – Скандинавскому божеству, Трикстеру, Обманщику,  отцу хтонических чудовищ, приблизившего и ускорившего Рагнарёк —  гибель богов и всего мира.

Теперь «Локи», со всеми внешними признаками шаманизма и хтоничности, — это еще и прошедший концерт в клубе Moscow Hall, фестиваль дарк эмбиент и экспериментальной электронной музыки —  Loki Session. Также это название носит одноименный культовый лейбл (Loki Foundation), представители которого и составляли движущую силу фестиваля: Sal Solaris, Circular, Fjernlys, Inade, Bad Sector.

Для подобного рода событий было очень много  разновидовой аудитории: пол был посыпан грустными отличниками вперемешку с теми, кого не только школьные дневники, но и цвет собственных волос уже давно не волнует. Медленно планировали как по подиуму дамы, оставляющие привкус табачно-чулочной мечты в сеточку. Настоящих ценителей с первого взгляда можно было узнать по особому прищуру глубокомысленного взгляда и тонкости отпускаемых комментариев («Что, Киркоров на разогреве, что ли?»)

А все дело  в Массимо Магрини  (Bad Sector),  возможно, самого интересного сегодня музыканта в dark-ambient направлении, которого многие пожелали лицезреть воочию. Кроме того, роль сыграли организаторы с известным, находящимся на слуху у каждого «интересующегося», именем, Arcto Promo — группа людей, которые привозили к нам в Россию множество громких имен индустриальной и околоиндустриальной (неофолк, дарк эмбиент, нойз и прочих) сцены – Psychic Tv , Current 93, Death in June , Бойд Райс, Swans, Genocide Organ и еще многих.

Программа мероприятия была плотная, и вечер обещал быть насыщенным. Открыл его Sal Solaris с Ростова-на-Дону. Солнечная Соль, а именно так звучит название, если его перевести на язык, на котором говорят даже в Ростове, — единственный отечественный коллектив из заявленных.  Каждого из участников программы фестиваля сопровождал собственный, специально концептуально подобранный видеоряд.  В случае ростовчан это была довольно банальная, пусть и качественно смонтированная, нарезка, фрагменты которой состояли из кадров с Джокером из «Темного Рыцаря», актеров с пугающим «эластичным» гримом  из «Самсары», различного рода индустриальных пейзажей, тараканов, ворон и страдающих мизантропов. Звучали ребята в лучше своего видеоряда, исполняя, наверное, самую динамичную на фоне других музыку, окрещенную как power ambient. Неоднозначно восприняла публика вышедшую на последнюю композицию, на вокал, девушку. Практически полный экспромт разительно сказались на качестве выступления – мало кто тут смог внятно расслышать отрывок из «Государя» Макиавелли. Ну, и как известно, характеризуя предфестивальный саундчек, можно употребить слово «скомканный», что также сказалось на качестве выступления.

Следующий на очереди — Circular – проект из Норвегии. На сцене визуализируется хрупкий на вид юноша в пиджаке. Музыка должна была представлять концептуальное слияние формы и содержания: названия, звучания и видеоработы. Во главу угла поставлен «цикл», и именно цикличные, бесконечные круги мы наблюдали в тот вечер на экране: там крутилось что-то типа расцветшей свастики. Композиции структурно практически не развивались и не отходили от своего «начала», приступать к прослушиванию можно было, начиная с любого места.  Вместе, и музыка, и видео олицетворяли собой своего рода Уроборос: вечность и циклическую природу жизни. Меланхоличное чередование циклов холодного созидания и разрушения, перерождения и умирания могли и вогнать в транс, перенести из зала в  атмосферу магии, ирреальности, шаманизма, напомнив аудитории, что она находятся на фестивале «Локи». Впрочем, насильно вас туда никто не тянул: мозаика кругов все-таки была не идеально отточена, и вдруг, вместо темных центрифуг вы могли обнаружить себя гуляющим по зеленому лугу. В то время как юнговский архетип уробороса с присущей ему темнотой лишь изредка «освещался» и саморазрушался редкими звуками гитары, которую время от времени брал в руки музыкант.

Circular окончил свое вращение, и на сцену вышли немцы «Fjernlys» — сайд-проект Кнута Эндерлейна из культового «Inade».  «Fjernlys», в переводе с норвежского, означает «прожектор».  И действительно, «прожектор», по сравнению с другими участниками программы, казался наиболее светлым по звучанию. Выступление сопровождалось почти статичным видеорядом, в котором, напоминая о прошлом участнике, описывались стихии: вода, воздух,  переходящие друг в друга. Горы, леса, капли дождя должны были нести гипнотическую силу и унести нас подальше от сверхплотности и индустриального коллапса. Хм, такими «ненатуральными» способами нелегко добиться эффекта слияния с Вечными Силами Всего. Иногда казалось, что это воспоминания и плач людей, которых давным-давно выгнали из леса, и они начали об этом вспоминать. Fjernlys вышли на сцену не в полном составе, лишив нас живого женского вокала, но это не помешало им проявить себя в полной силе. Мы так и не дождались стихии огня…

После довольно продолжительного перерыва и настройки аппаратуры перед глазами уставшей публики предстал самый ожидаемый гость фестиваля – итальянский музыкант и исследователь Массимо Магрини, автор проекта Bad Sector, человек, чьи работы и влияние на жанр трудно недооценить. Изначально проект этого ученого создавался для исследования технологических достижений академии CNUCE/CNR. Выступление проходило на фоне больших четырехзначных чисел, которые менялись и в первую очередь ассоциировались с цифрами годов. Годы были в рамках ХХ века и изменялись то ли в рандомном, то ли одному автору известном алгоритме. Видеоряд комментировал  творчество Массимо: звуки изображали, и весьма внушительно и качественно, процесс создания индустриально-космических ландшафтов, охватывая как техническую, так и  с ритуально-религиозную сторону процесса. Использовались звуки эхокардиограмм, записи трансмиссий со спутников и военных и объектов. Магрини, использующего в творчестве инженерные достижения, интересно не только слушать, но и наблюдать за ним – нейроконтроллер на голове итальянца и движения рук, управлявшими музыкальными волнами, приковывали на себе взгляды аудитории. Юноша, стоящий ровно под исполнителем и облокотившийся головой в колонку, дополнял картину: «Шаман и приспешники». В России любовь к Bad Sector особая, во многом благодаря его альбому «Kosmodrom»,  посвященному Циолковскому и советским достижениям в области освоения Космоса. Это своеобразные интерпретации на тему судьбы станции «МИР», не лишенные трагичности и черной предрешенности. Интересно, что выступление свое он начал именно с фрагмента из «Kosmos», взятого с известного альбома. Отведенное время с суровым и великим итальянским ученым прошло, будто за считанные минуты – и вот он уже, скромно подняв руку, довольно быстро, почти не прощаясь с публикой, скрылся «за кулисами».

Закрывали же мероприятие немцы из Inade, одни из движущих сил лейбла Loki Foundation. Или это – Fjernlys, которые решили остаться и поведать нам о стихии огня? После такого мощного мозгосносящего звука, уже сложно разобрать. Да и, к сожалению, далеко не все остались до конца и смогли бы в этом разобраться – большой хронометраж мероприятия, с музыкой, мягко говоря, не особо танцевальной (хотя были те, кто смогли «поймать волну» и пуститься в пляс) и очень ограниченное число сидячих мест дали о себе знать. Inade были наиболее «агрессивными» и пугающими из всех выступивших – огненно-импульсивная холодность, нить ницшеанского вечного возвращения, вкупе с проведенным 5-ю часами under this pressure, сдавливало зал.

В заключение заметим, что исследование природы электронного звука, его эффектов и границ влияния – интересный и для слушателей и для исполнителей проект, который качественно и сильно звучит. Но вот как будто бы некоторые другие проекты пытаются, так сказать, достучаться до небес, используя для этого не совсем корректные методы. Например, рогатку. Они вспомнили об архаических корнях человечества и хотят войти в поток, чтобы отказаться от постоянно надоевшего ощущения себя, но, позвольте, господа, это все форма звука, но де же его содержание? Кажется, смысловой нагрузки немного не достает.

Специально для MUSECUBE Мария Черкасова
Фотоотчёт Кирилла Видеева смотрите
тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.