Музыка нашего времени

музыка нашего времени
Вечный спор о кризисе в музыке и нового в музыке продолжается. «Нет ничего нового под солнцем», — говорят одни — «Всё новое — хорошо забытое старое», — отвечают другие. Третьи ничего не говорят, а сочиняют и исполняют современную музыку, порой даже “непонятную” для среднестатистического человека, создают себе репутацию исключительных исполнителей в этой нише.

Я побывал на седьмом концерте проекта пианистки и концертмейстера Карины Погособековой «Музыка нашего времени» в Рахманиновском зале Консерватории им. П.И. Чайковского 24 сентября 2022 года — увидел и услышал ту самую музыку.

Концерт открыл ведущий Александр Водопьянов, который представлял названия произведений, краткую биографию композиторов, а также исполнителей произведений.

Первыми выступил дуэт солистов-стажеров МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко Анны Абаян (сопрано) и Полины Шароваровой (меццо-сопрано) с произведениями композитора Ирины Манукян «Путь к вершине» (камерная кантанта в старинном стиле, написанная к 300-летию И.С. Баха). В этом произведении композитор мастерски смиксовала восточную вокальную милизматику и рахманиновский пианизм, добавила немного созвучий Баха, местами даже прослушивался легкий грув свинга и чувствовалась армянская интонация. Анна Абаян растворялась в этой композиции, как мудрая оперная дива, а юная Полина Шароварова по-юношески старалась передать эмоции в вокализе. Вокальная полифония с филигранным исполнением на фортепиано Карины Погособековой создали звуковое гармоничное современное полотно. Было впечатление, что произведение было написано совсем недавно, но как выяснилось, композитор умерла в 2004 году…

Второе произведение, «Слёзы» — кантилентная вокальная мелодичная баллада, которую можно смело добавить в плейлист «Максимальная концентрация». На удивление, эти произведения созданы композитором в 1970-1980 годах, но звучат, словно саундтреки к сегодняшним американским фильмам. И невольно задаешься вопросом, кто у кого и что плагиатил.

Далее солистка камерной сцены Большого театра, сопрано Екатерина Ферзба исполнила вокальный цикл культовой Софьи Губайдулиной — «Фацелия» на слова Михаила Пришвина («Эолова арфа», «Первый цветок», «Расцвет шиповника»). Губайдулина сочетает в творчестве западную и восточную традицию, и как Майлз Девис и Джон Кейдж ставят в приоритет паузы, и в ее музыке тоже звучит тишина. В цикле «Фацелия» воспевается природа септаккордами, переливами лидийского лада — вспоминается детство и та мультипликационная музыка, которую Губайдулина писала ранее. В фортепианных паузах сопрано Екатерины органично летело в зал.

Следующим номер был Этюд №13 из цикла «Речитации» композитора Жорша Апергиза — исполнила сопрано Ольга Власова. Уникальность этого произведения заключается в том, что здесь используется 12 нот, каждой из которых присваивается определенный звук, как например, рев льва или конкретный ударный инструмент по аналогии с технологией в синтезаторах MIDI, но исполняется голосом разными вокальными техническими приемами: идут в ход заикания, смех, междометия, призвуки, паузы. Для неподготовленного слушателя это может показаться, как нечто «нездоровое», но при внимательном прослушивании и наблюдении за ритмом, канвой мелодической темы угадывается традиционный авангард, который использовал тот же Джон Кейдж (с бытовыми предметами) и исполнял Майк Паттон. Публика закономерно встретила номер неоднозначно, но после окончания его раздались оглушительные аплодисменты и шёпот обсуждений.

В зале погас свет. В тишине стал появляться из акустических подвешенных колонок тихий звук, который стал нарастать на одной непрерывной ноте, на нее постепенно стали наслаиваться остальные частоты от низких и до высоких. Звуковой ландшафт длился около пяти минут — создавал мрачную устрашающую атмосферу, но при этом — небезысходную. По окончании композиции голос ведущего объявил: «Сейчас прозвучало произведение «Песни холодного ветра» композитора Святослава Оводова, присутствующего в зале. Мировая премьера!» — это были реальные записанные на диктофон и обработанные звуки ветра с балкона композитора. В послесловии прозвучавшего фрагмента ведущим была озвучена цитата автора, в которой он объяснил концепцию произведения из библейской аналогии «Дух Божий носился над водою»: бескрылый ветер также приносит не страх, а свободу. Это произведение можно вставлять в любой хоррор или триллер, и оно там «зайдет».

На сцену вновь вышла Полина Шароварова и исполнила авангардную арию Китти Оппенгеймер «Доктор Атом», посвященную трагедии в Нагасаки и Хиросиме (композитор Джон Адамс сочетает здесь акустические и электронные звуки). Ария прозвучала в традициях Леонарда Бернстайна и Эндрю Ллойда Уэббера.

Первое отделение концерта закрыло вокальное трио “Melody” с произведением советских и российских классиков, новаторов XX века, композиторов Эдуарда Артемьева и Владимира Гаврилина. «Город спит» последнего — на слова А.А. Шульгиной, разложенная на три голоса — в исполнении Светланы Полянской (сопрано), Александры Коневой (сопрано) и Ольги Надеждиной (контральто) прозвучала в духе советских вокальных традиций, но в то же время с нотами импрессионизма, несмотря на то, что Гаврилин уделял много внимания изучению и применению народной музыки.

Единственный номер, где Карина Погосбекова не аккомпанировала, а выступила концертместером, был тот, что исполнила Ольга Надеждина. Культовая «Где же ты, мечта» из кинофильма «Раба любви» на слова Н.П. Кончаловской в обработке для вокального трио примечательна игрой голосовых тембров. Легко узнаваемый стиль Эдуарда Артемьева.

Второе отделение открылось исполнением меццо-сопрано Большого театра Александрой Дурсеневой произведениями, в том числе: “Domine Deus” и «Молитвой» на слова М. Росси, композитора (и одновременно певца, тенора, ученика Зураба Саткилавы) Александра Науменко, работавшего с Г. Гергиевым, Г. Рождественским.

Далее выступил тенор Михаил Нор с произведением «Псалом 22» композитора Иосифа Барданашвили. На последовательность аккордов песни группы The Cure “Boys dont cry” по диатонике вверх в медленном темпе прозвучал псалом. Примечательно, что в библейском тексте слова: «Элои, Элои Лама Савахфани»(«Боже мой, за что Ты меня оставил?»), но в исполнении тенора Михаила Нора текст был другой, вероятно, на грузинский манер.

Уже знакомая по первому отделению сопрано Ольга Власова исполнила Секвенцию №3 композитора Лучиано Берио, специально написанную им для своей супруги. Одна из самых сложных пьес для исполнения голосом, где задействованы смех, разговоры, шёпот, всхлипы, переходы из пения «про себя» в резонаторы и даже легкая театрализация. Размер листовой партитуры занял два пюпитра. Тот самый момент, когда хаос упорядочен!

На сцену вышла вновь Анна Абаян и лирично исполнила “Ave Maria” композитора, музыкального педагога, пианиста-виртуоза Александра Розенблата, смешиваюшего джаз, кроссовер и классику. По словам композитора: «Я остался неудовлетворен результатом, эта композиция имела много вариантов, оставил этот».

Концерт завершился хором студентов дирижерско-хорового отделения ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова (дирижер Елена Бессонова) — были исполнены произведения хорового композитора и педагога Евгения Клюева: «Размышления», «Скерцо», «Прощание, запрещающее печаль» из цикла «Три хора» на слова Дж. Донна в переводе Бориса Тимошевского. В произведениях использовалась перкуссионные инструменты. Приятно было наблюдать студентов африканского происхождения, исполняющих русскую хоровую традиционную музыку.

Концертная программа сверстана гармонично. Открыл для себя новые имена среди композиторов и исполнителей. Радует, что проект «Музыка нашего времени» Карины Погосбековой продвигает неизвестных или малоизвестных молодых композиторов. Следующий концерт намечается весной 2023 года, рекомендую посетить.

Арсений Мальков специально для Musecube
Фотографии Annette Black можно увидеть здесь


Один комментарий на ««Музыка нашего времени»»

  1. Аватар пользователя Ирина
    Ирина

    Извините, а в чем разница аккомпанировать и быть концертмейстером? Разве это не одно и то же

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.