Музыкальные картины Otto Dix

Ни один год в Москве не проходит без приезда петербургского коллектива Otto Dix — такая традиция. И по той же традиции, уже несколько лет подряд музыканты дают в столице большие праздничные предновогодние концерты в конце декабря. В этом году группа нагрянула в сердце родины, с презентацией нового альбома «Мортэм», уже после того, как огни на ёлках погасли, а москвичи нехотя вернулись в будничную реальность. Однако концерт такой группы, как Otto Dix — отдельный праздник не только для армии поклонников, которой коллектив успел обзавестись за почти десяток лет существования, но и для тех, кто неравнодушен ко всему редкому и нетривиальному.

Самобытности Otto Dix действительно не занимать. Во-первых, уникальный по высоте мужской голос солиста Михаэля Драу — контртенор. Во-вторых, красноречивый язык визуальной выразительности. Каждая песня на концерте — это миниатюрный моноспектакль, вполне способный жить независимо от музыкального произведения. Насыщенности краскам этого шоу добавляют затейливые костюмы ручной работы, созданные специально для презентации каждого отдельного альбома, и внимательно подобранный реквизит. В-третьих, совершенно не типичный для российской музыкальной индустрии стиль исполнения. На начальном этапе творчества группу причислили к жанру darkwave, хотя сами участники коллектива больше предпочитают термин электронный авангард. Но как, ни назови, ясно одно: в России Otto Dix — это прецедент.

Однако, за рубежом, в частности, в Германии, подобная музыка далеко не новость, что не умаляет её достоинств, а наоборот способствует пониманию немецкой аудиторией российской группы, несмотря, на языковой барьер. Таким образом, выступление Otto Dix в 2009 году на ежегодном европейском готическом фестивале Wave Gothic Treffen в городе Лейпциге значительно расширило ряды почитателей группы. Годом ранее на немецком лейбле был выпущен русскоязычный альбом “Starost”, ориентированный на Европу. А в 2010 году коллектив с не меньшим успехом выступил на фестивале тёмной музыки Castle Party в Польше.

Российским же поклонникам повезло больше всего, и они со всей ответственностью это ценят. Они готовы стоять в очереди 40 минут у входа в ККЗ «Москва» на нещадном январском морозе, чтобы попасть на концерт любимой группы, готовы подпевать с исполнителями выученные назубок песни и устраивать своим кумирам приятные сюрпризы. Но о сюрпризах чуть позже. А вот эта самая очередь слушателей, отвержено пережидающая организационные недоразумения около клуба, имела прямо-таки пугающие размеры. Конечно, аншлаг на выступлениях Otto Dix — дело обычное. В 2010 году группа отыграла в Москве сразу два концерта подряд с полными залами. Но 26 января 2013 года людской караван тянулся чуть ли не до самого метро Маяковская.

Честно говоря, увидев мёрзнувших на улице, я сразу подумала, что они стоят на какое-то другое мероприятие, нежели я. Так со временем изменилась публика Otto Dix. В силу повышенной эмоциональности музыки и драматизма сценического шоу, основной костяк аудитории, конечно, составляют молодые девушки. Однако если в 2008 году этот костяк был совсем уж основной, то в 2013 юных впечатлительных барышень заставил посторониться и другой контингент. Удивляло количество взрослых людей на концерте. Но больше всего поразил серьёзный мужчина очень зрелых лет в респектабельном костюме, у которого происходящее на сцене явно вызывало неподдельный живой интерес.

Выросла группа — выросла и аудитория. Исторический «Мортэм» и философский «Чудные дни» сравнивать с подростковой истерией «Атомной зимы» сложно, да и не нужно. Каждый из шести альбомов коллектива — это индивидуальный рассказ, особенная история, новый смелый эксперимент со звуком, словом и стилем. Однако в то же время каждый из них — всего лишь фрагмент одного огромного пазла, подчинённого глубоко продуманной концепции, под названием «Вселенная Otto Dix». Впервые годы жизни группы фрагменты были простыми, а участников всего двое — Михаэль Драу (вокал, тексты, шоу) и Мари Слип (клавиши, продюсирование). Позже к постоянному составу примкнул Пётр Воронов (скрипка). А в тур в рамках презентации альбома «Мортэм» в 2012 году группа уже поехала вчетвером — вместе с барабанщиком Полом Кристоферсоном. И что будет дальше, не смогут наверняка предположить даже самые радикальные слушатели.

Тем не менее, несмотря на часовую задержку концерта в ККЗ «Москва», в начале всего предсказуемо была акустическая программа. К слову, также являющаяся яркой отличительной чертой группы. Мало каким коллективам удаётся одинаково успешно приковывать внимание зрителей, будь то идиллический барочный сет с исполнением Баха, или экспрессивная электронная программа (если такие коллективы вообще существуют). К тому же прекрасно себя чувствовать при этом и задавать свойственную атмосферу, как в сидячем концертном зале, так и в ночном клубе.

Под аккомпанемент струнного трио и ударных, давно знакомые композиции получили второе рождение. Среди них были как произведения с последних альбомов («Прошлое», «Огонь небесный», «Икар», «Индиго», «Мужчина, который не пишет прозу»), так и старые хиты («Антихрист», «Гленофобия», «Орфей»). Больше всего запомнилась уже успевшая порядком поднадоесть, но поданная совершенно по-новому «Мечта о весне». Звуки кастаньет, в исполнении того же Пола Кристоферсона, придали этой «ледяной» песне пикантный  и манящий испанский колорит, сделав её предельно контрастной и темпераментной.

Не обошлось и без форс-мажора. Во время исполнения «Индиго», Драу, видимо чересчур увлечённый рабочим процессом, так далеко ушёл в себя, что напрочь забыл первый куплет. Однако зал текст помнил хорошо — дружно поддержал в нужный момент. Наверное, именно эти самые моменты делают концерт каким-то особенно… настоящим.

После акустики последовал небольшой перерыв, в начале которого Драу предупредил: «Первые ряды — будьте осторожны!». Сюрприз готовили — вот ведь неистощимая фантазия у людей! Впрочем, аудитория тоже готовила сюрприз музыкантам. Как прокомментировал после Михаэль: «Какие сами — такие и сани». Поскольку фанатам Otto Dix на месте не сидится, вот они и не сидели. Организаторы флешмоба бегали по залу с вопросом: «Кто ещё «бессердечный»? Возьмите сердце!» и раздавали всем пришедшим заготовленные бумажные сердечки с надписью «Otto Dix» и розы со вставленными внутрь светодиодами. Когда весь реквизит был в руках у слушателей, в полумраке зала выросло светящееся цветочное поле, придавая концерту по-настоящему праздничное настроение.

Так началась основная часть программы и заглавная песня альбома «Мортэм». Сначала чёрное полотно сцены располосовали на множество частей зелёные лазерные лучи. А затем в этой решётке, как на экране кинотеатра, материализовались очертания какого-то технического нечто — то ли киборга, то ли машины. Через несколько секунд в нём можно было разглядеть Драу, облачённого в сложный костюм, да ещё и с криопушкой в руках, точно такой же, какими вооружены железные чудовища в фантастических романах Михаэля. Киборг использовал оружие по его прямому назначению, произведя несколько ледяных выстрелов в зал и вызвав тем самым восторг и аплодисменты публики. Не будет преувеличением сказать, вживую это выглядело уже не просто театрально, а прямо-таки с голливудским размахом.

В электронном сете были исполнены все самые значимые композиции альбома «Мортэм» — те, которые не вошли в акустическую программу. Не забыли и про песни с предшествующих альбомов, и про узнаваемые по первым аккордам хиты, без которых уже невозможно представить ни один концерт. «Аве» была спета вместе с солистом московской группы «Гевал» Олегом Юргенсом. Особые эмоции вызвал исполненный с флагом СССР в руках сингл «Утопия», который Драу посвятил «всем, кто родился до 1991 года», и который я лично смею считать одной из самых тяжеловесных работ группы.

Нельзя не отметить отдельно соло Петра Воронова, потому что это драйв в чистом виде. Электроскрипка — визитная карточка Otto Dix. Однако мало кто даже среди меломанов знает, что столь агрессивный и насыщенный звук рождается с помощью скрипки, а не гитары.

Очень порадовало техническое оснащение зала. Грамотно поставленный свет, в меру работающая дым-машина и цифровые экраны на сцене и по бокам со стилизованным видеорядом создавали крайне удачный фон происходящему на сцене. Хотя не обошлось и без промахов — временами звук становился настолько резким, что вокалиста было совершенно не слышно.

Самым цепляющим в концертном шоу Otto Dix, пожалуй, является индивидуальное отображение каждой композиции с помощью различных художественных средств. Все тексты Драу не просто исполняет, а проживает вместе с героями песен их жизни. Например, во время выступления с «Гуттаперчевым мальчиком» солист ходит по сцене как по канату, будто бы он эти три минуты и есть тот самый мальчик, веселящий толпу, жадную до хлеба и зрелищ. «Расщеплённый разум», «Эго» и «Раздетые» — не менее выразительная пантомима. А «Стеклянные цветы», «В горе и в радости» и «Чёрно-белое» — живописный танец.

Не без доли любопытства прошло ожидание «Железного прута». Поскольку раньше эта композиция сопровождалась фееричным «хаер-шоу», и в связи со сменой имиджа, и причёски солиста в частности, за песню было немного страшно. «Железный прут», конечно, уже не тот, но хорош по-прежнему.

По-прежнему хорош и «Любимый немец» — самый бессмертный и не надоедающий хит группы. Именно во время его исполнения весь зал дружно поднял свои бумажные сердца и светящиеся букеты высоко вверх. А несколько человек выстроились по порядку, образовав все вместе единую надпись «Otto Dix» из светящихся браслетов. Увидев эту трогательную картину со сцены, Драу растерялся настолько, что петь так и не начал. «Я дарю тебе букеты алых слёз из моего запястья,» – тянули уже все вместе. А когда песня закончилась, зал закидал музыкантов цветами. Именно так оно и должно быть: плохих  исполнителей забрасывают тухлыми помидорами, а хороших — светящимися розами.

Приятно удивлённые Диксы ещё долго не могли прийти в себя, и в таком весёлом настроении «Страна туманов» пелась с трудом. Но праздник жизни скоро закончился, причём, не привычным «Белым пеплом», а старым добрым «Антихристом». Впервые, кажется, за всё время без выхода на бис. Концерт и сам по себе выдался на редкость «вкусным», настолько, что радостная и обессиленная публика сразу же спокойно двинулась за десертом в виде автографов. А у Otto Dix ещё половина тура впереди — от России и до Китая.

Специально для MUSECUBE Биатрис Батори

Фотоотчёт Фёдора Кузнецова смотрите тут

Сэт-лист:

1. Икар (акустика)

2. Индиго (акустика)

3. Мужчина, который не пишет прозу (акустика)

4. Орфей (акустика)

5. Прошлое (акустика)

6. Антихрист (акустика)

7. Огонь небесный (акустика)

8. Гленофобия (акустика)

9. Мечта о весне (акустика)

10. Мортэм

11. Болезнь

12. Раздетые

13. Аве

14. Война

15. 1453

16. Кровь моя

17. Утопия

18. Соло Петра Воронова

19. Пыль

20. Эго

21. Расщеплённый разум

22. Гуттаперечевый мальчик

23. Стеклянные цветы

24. В горе и в радости

25. Чёрно-белое

26. Любимый немец

27. Страна туманов

28. Железный прут

29. Антихрист

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.