«Не виноватая я: они сами пришли». Зрители на киноконцерт «Гайдай -100»

гайдай 100

Когда в советское время выходила новая комедия Гайдая, попасть на премьеру в кино было не так-то просто. Все знали: готов новый шедевр, а значит, новая порция крылатых фраз и афоризмов. Конечно, прежде всего зрители хотели получить удовольствие от просмотра и потому дружно скупали билеты. Общая аудитория фильмов Гайдая составила приблизительно шестьсот миллионов человек.

Вот и сейчас, в честь столетия со дня рождения Леонида Гайдая 14 декабря в Большом зале Кремлевского Дворца собрались благодарные зрители. Они пришли на специальный киноконцерт «Гайдай – 100». Вниманию поклонников творчества Гайдая предложили «кинопробы», на которых известные звезды театра, эстрады и кино подарили новую жизнь так полюбившимся песням из фильмов. Каждый номер представлял собой маленькое шоу. На большом экране демонстрировали кадры из фильма, а на сцене разыгрывалась танцевальная мини-пьеса.

Несмотря на то, то Гайдай был всенародным любимцем, его дорога в искусстве не была сплошь засыпана лепестками роз, попадались и шипы. С одной стороны, критики, которые пытались упрекнуть в «потакании обывательским интересам, замкнутым в узком кругу мелких бытовых проблем». С другой – цензура, которая пристально рассматривала даже самые безобидные моменты в фильмах.

Ядерный взрыв. Устав от бесконечных придирок цензуры, Леонид Гайдай решил, что ради искусства можно пойти и на хитрость. Когда в 1968 году режиссёр представил комитету по кинематографии только что законченный фильм «Бриллиантовая рука», он специально добавил в него некий художественный элемент, заранее всех предупредив, что выкидывать его ни в коем случае нельзя.

По мере просмотра фильма у членов комитета возникало всё больше вопросов. Что это за шуточки на грани? Антисоветчина? А пьянство? Стриптиз? «Голые бабы»? Решительно не понравилась им и Нонна Мордюкова, посчитали, что её много, и вовсе она не смешная. Да и Миронов неправильно бегал по тупикам. А уж песня про зайцев и понедельники, это что за намёки? Кое-кто даже предположил, что «Остров невезения» – это Советский Союз, чем несказанно удивил уже всю съёмочную группу, в которой никому и в голову такое не приходило.

Но вот наконец-то высокая комиссия досмотрела до момента, который Леонид Гайдай просил ни в коем случае не убирать, потому что он «характеризует всю сложность нашего времени». И это был… ядерный взрыв в конце второй серии. Вот тут-то всех и охватил ужас. Это сейчас Шаман на концерте нажимает на красную кнопку, и зал взрывается аплодисментами. В то время Гайдая вежливо попросили взрыв убрать. Озабоченно ответив, что он должен три дня подумать, потому что это полностью рушит концепцию его фильма, «расстроенный» Гайдай ушёл.

Через три дня он сообщил, что готов пойти на уступки и вырезать взрыв… если оставят всё остальное. На том и порешили. Таким образом, «Бриллиантовая рука» стала практически единственным фильмом Гайдая, который не пострадал от цензуры.

Приём известный. Помните? «Вешай, как хочешь высоко, Братец Лис, – говорит Кролик, – только бы ты не вздумал бросить меня в этот терновый куст». («Сказки дядюшки Римуса»)

Не поставленный Достоевский. Многие артисты поделились на концерте своими воспоминаниями о Леониде Гайдае. Так, Дмитрий Харатьян рассказал, что как-то Леонид Гайдай спросил его, положив руку ему на плечо:

– Как ты думаешь, Дима, о чём я мечтаю?
– Снять ещё одну комедию?
– Нет. Я хочу снять кино по Достоевскому. Сыграешь князя Мышкина?

Дмитрий Харатьян заметил, что не знает, было ли это предложение шуткой или правдой. Быть может, у нас мог бы быть ещё один любимый фильм. Пронзительный, грустный и талантливый.

Что было на концерте. На концерте прозвучали песни из любимых культовых фильмов: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и многих других. Зрителям показали редкие кадры со съёмок фильмов.

На сцене пели: Михаил Шуфутинский, Дмитрий Харатьян, Ирина Дубцова, Сосо Павлиашвили, Ефим Шифрин, Александр Буйнов, Игорь Миркурбанов, Аглая Шиловская, Александр Олешко, группа «Дюна», фортепианное трио «Bel Suono», Настасья Самбурская и другие артисты.

Они исполнили «Песня про зайцев», «Звенит январская вьюга», «Помоги мне», «Остров невезения», «Песенка о медведях», «Если б я был султан», «Разговор со счастьем» и другие хиты.

Весь вечер звучал Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, за дирижерским пультом был – народный артист России Сергей Скрипка. В концерте принял участие Александр Зацепин, близкий друг и любимый композитор режиссера, написавший музыку ко многим его кинолентам.

Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии Дмитрия Петрова можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.