Не всем желаниям сбываться

20-го мая московский выставочный центр Крокус Сити Холл встречал легендарную группу Nightwish. Endless Forms Most Beautiful Tour – шестой мировой тур финской симфо-метал команды в поддержку восьмого студийного альбома Endless Forms Most Beautiful. Это первый полный тур с участием вокалистки Флор Янсен и единственный тур с участием барабанщика Кая Хахто, который временно заменяет Юкку Невалайнена. Старт глобальным гастролям был дан девятого апреля 2015 года в Нью-Йорке, и лишь сейчас, после доброй сотни концертов, отыгранных на всех обитаемых континентах, Nightwish добрались до России. После выступлений в городах-миллионниках Екатеринбурге и Воронеже финский секстет встретила столица. Да, именно секстет, так как волынщик Трой Донокли – отныне полноценный участник группы. Более чем полноценный, так как помимо волынки и прочих духовых, берет в руки и струнные – всякие банджо и даже электрогитару.

К восьми вечера зал почти целиком заполнили поклонники самых разных возрастов, социальных страт, субкультур и темпераментов. Если фан-зону отдали на растерзание молодым и дерзким, то в партере и на балконах можно было наблюдать степенных отцов семейств и тетушек бальзаковского возраста. С получасовым опозданием свет погас, и даже самые скептически настроенные зрители затаили дыхание.

Открыла концерт заглавная композиция нового альбома Endless Forms Most Beautiful – Shudder Before the Beautiful – музыка почти религиозного благоговения в том виде, в каком ее сейчас представляет не боящийся экспериментов главный композитор группы Туомас Холопайнен. Преклонение перед прекрасным перетекло в Yours Is an Empty Hope – четвертую композицию с того же альбома. На этом этапе, увы, стало ясно, что «пустые надежды» – это о всеобщем желании послушать интереснейшую группу в качественном звуке. Звук в «Крокусе» был довольно посредственным, и у многих появилось ночное желание перевести в бесконечные формы звукача. Больше всех не повезло именно Туомасу. Композитор весь концерт жил в своем мире — наслаждался от собственной музыки, но зал слышал лишь отголоски двойных клавиш мастера.

Даже сильный голос валькирии-богатырши Флор порой терялся в общем звучании. Со звуком Эмппу и Марко дела обстояли несколько лучше, но по-настоящему на этом концерте солировал, властвовал и доминировал барабанщик: его установка возвышалась над остальными участниками группы и физически на сцене и аудиально по силе звучания. Но тут нужно сказать, что благодаря Каю Хахто динамика Nightwish стала чуть агрессивнее и напористее, появились новые интересные проходы и сбивки. Сказывается и то, что Кай пришел в Nightwish из Swallow The Sun, ещё одной финской группы очень высокого уровня и более «тяжелого» звучания.

Третья композиция вернула зал в далёкий 2002-й, когда на поприще ночных желаний безраздельно господствовала великолепная Тарья Турунен. Вступление к Ever Dream дружно пела вся фан-зона.

Поклонники Nightwish не в силах забыть удивительное трёхоктавное лирическое сопрано Турунен, поэтому достоинства и недостатки нынешней солистки Флор Янсен всегда обсуждаются бурно и пристрастно. На сей раз отзывы в соцсетях типа «никогда ещё не любила Тарью так, как во время этого концерта» были особенно ядовитыми. От неподходящих концертных нарядов до бездушности и отсутствия вокальной индивидуальности – спектр претензий к Флор сейчас поразительно обширен. Но, возможно, некоторым фанам просо не хочется привыкать к новому звучанию горячо любимых композиций, а песни, ранее спетые Тарьей, Янсен все же удаются. Исполняет на концерте она их в собственном стиле – растягивает и замедляет некоторые быстрые проходки, что, возможно, не очень сочетается с ее подчёркнуто напористым образом. Но в целом старые композиции звучат пусть и по-новому, но очень и очень достойно.

С «наследием» Ользон все куда печальнее. Сказочный кукольный голос Аннет и мощный вокал Флор состоят примерно в таком же родстве, как балерина и бодибилдер. Поэтому следующая композиция – ожидаемый хит Storytime – настолько отличалась от оригинала, что ситуацию не спасали даже минусовки-припевки. Репертуар Тарьи и новые песни явно идут нынешней солистке больше.

Далее – My Walden, весьма неоднозначная композиция с Endless Forms Most Beautiful. Туомас, активно экспериментируя, порой создает вещи, выбивающиеся из рамок привычного звучания Nightwish.

И после неё вниманием зала завладел Марко. Колоритный басист-вокалист обратился к фанатам с коротким, но ёмким спичем, суть которого сводилась к тому, что людям, провоцирующим в мире всевозможные распри, стоит иначе расставлять приоритеты. Одним словом, «Kiss While Your Lips Are Still Red» («Целуйтесь, пока ваши губы все еще красные»)! Именно этим хорошим годным советом Марко объявил начало одноименной песни – заглавной композиции в саундтреке к финскому фильму «Лиекса!». В оригинале вокальная партия темы принадлежит Марко, но ко второй ее половине вступила Флор, чем по совокупности озвученных мнений, отлично сумела испортить эту красивую композицию.

Kiss While Your Lips Are Still Red и сама по себе весьма сентиментальна, но Марко на концерте спел ее так слащаво, что с микрофона разве что патока не текла. В зале и в партере в этот момент вспыхнули сотни мерцающих огоньков – в ход пошли зажигалки, фонарики, мобильные телефоны. Со сцены, наверное, это великолепие выглядело, как звездное небо.

Группа последовательно исполнила Élan и Weak Fantasy с последнего альбома, а затем фанов ждал отличный сюрприз: внезапно зазвучала Sahara – любимая многими композиция, которая не значилась в сет-листах Воронежа и Екатеринбурга. Так пришёл черёд замечательных старых хитов. Первые же аккорды She Is My Sin с одного из самых удачных альбомов – Wishmaster – вызвали настоящую бурю в зале. Партия Тарьи здесь удалась Флор Янсен действительно неплохо. Следующую же песню I Want My Tears Back с Imaginaerum практически сольно исполнил Марко, а Флор подключилась лишь со второй половины песни. Надо сказать, смена вокалисток открыла большой простор Марко Хиетале для применения своих вокальных талантов.

Очередной подарок для фанатов классического Nightwish – Nemo (Once, 2004, Тарья). Мощный вокал Флор уже несколько подсел к этому моменту, и русское «спасибо» девушка извергала в зал с хрипотцой богатырши Брунхильды. Но Nemo в ее исполнении прозвучал очень ярко и сильно.

Тем временем звук становился всё хуже. Красивейшая композиция Stargazers (Oceanborn, 1998, Тарья) утратила минимум половину своего очарования, так как клавиши были едва различимы. Страстно ожидаемый многими фанатками Ghost Love Score (Once, 2004, Тарья) точно так же почти лишился волшебного хора и, соответственно, «мурашности» и эмоциональной глубины, что, впрочем, не помешало самым чувствительным особам начать ронять слёзы. Взбодрить зал была призвана Last Ride of the Day (Imaginaerum, 2011, Аннет). Впрочем, она немножко потерялась между двумя эпичными композициями – ведь в финале прозвучала The Greatest Show on Earth – она же завершает альбом Endless Forms Most Beautiful.

В итоге встреча с прекрасным оказалась не особо продолжительной – группа не отыграла и двух часов. Многие посетители с неудовольствием отметили отсутствие впечатляющего шоу, и дело не в том, что Nightwish плохо воспринимается без дополнительного антуража, а в том, что в других странах этого тура шоу были, и еще какие. Огонь, пиротехника, большие экраны… В «Крокусе» же победил сомнительный минимализм: сцену скудно украшали лишь гротескные клавиши Туо, необычные микрофонные стойки и еще пара подобных «коряг», под одной из которых скрывался вентилятор, развевающий волосы Флор. Дополнительные экраны не работали. Соцсети пестрят постами о том, что для группы такого уровня и при такой стоимости билетов это несерьезно.

Настоящим украшением сцены стали сами музыканты Nightwish. Невероятно стильный бородач Марко отыграл половину концерта на своем знаменитом двухгрифовом инструменте – гитаре, совмещенной с бас-гитарой. Флор, как и подобает валькирии, агрессивно и напористо крутила «мельницы» волосами и между песнями не забывала благодарить зал на русском языке. Томас и Эмпу постоянно шутили друг с другом, подмигивали и улыбались, что придавало дружелюбности общей атмосфере.

После концерта музыканты на бис не вышли, но появились в холле Крокуса, где некоторые счастливчики взяли у них автографы. Кстати, такую возможность предоставляли и официально – продажей билетов на Meet&Greet. Интересный момент – в Москве и Санкт-Петербурге такие билеты были в два раза дешевле, чем в Екатеринбурге и Воронеже. Связано это с тем, что в Воронеже на встречу пришел 1 (один) человек, уральских посетителей Meet&Greet тоже легко было пересчитать по пальцам. После этого ценник снизили с 8-ми до 4-х тысяч, о ярости екатеринбуржцев и воронежцев можно писать отдельную статью.

Впереди у группы еще порядка восемнадцати городов, и 9-го октября Endless Forms Most Beautiful World Tour завершится в Японии. Новый альбом мы услышим только через несколько лет, о чем Туо сообщил поклонникам в аэропорту.

Интересно, с какой вокалисткой они вернутся к нам года эдак через четыре?

Евгений Терехов специально для MUSECUBE
Фото Дмитрия Петрова тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.