Открытие Ренессанса под знаком барокко

Этот мир сошел с ума: все ждут конца света, рефлексируют по былым временам и в судорожных попытках реинкарнировать прошлое вытягивают на свет божий кто и что во что горазд: Зевс и Афродита вновь занимают мысли уже не древних греков, тысячи людей уходят в леса, чтобы в первобытном единении с природой найти гармонию с собой, мастерят кольчуги и мечи, имитируя средневековые турниры… В этом нелепом ряду, пожалуй, изящнее всего смотрятся музыканты, следующие традициям эпохи Возрождения, мода на которую не так давно захватила Европу, а теперь добралась и до России. 20 мая в Московском международном доме музыки стартовал фестиваль РЕННЕСАНС.

Всего запланировано три концерта, каждый из которых представит определенную эпоху. Например, первый прошел под знаком барокко.

Его участники — по-настоящему выдающиеся музыканты, играющие в данном направлении. Главный интерес, по понятным причинам, сосредоточен на Дороти Оберлингер. Ну, во-первых, она самая востребованная блок-флейтистка Европы, за 3 года молниеносно и бесповоротно покорившая тамошних любителей аутентичной музыки, а во-вторых-Дороти — просто красавица. Со своим коллективом барочной практики она объездила весь мир, а в свободное от путешествий время преподает в музыкальной академии в Зальцбурге в статусе профессора, на минуточку. Такой величине нужны партнеры подстать, и таковые нашлись: Александр Пуляев, гражданин Германии, известный в мире как виртуоз игры на клавесине, и виолончелист Павел Сербин — ярчайшее явление на российском музыкальном небосклоне последних лет.

Такие имена, как Джованни Баттиста Спади, Доменико Скарлатти, Джузеппе Самартини, Георг Филипп Телеман, Арканжело Корелли спровоцируют утвердительно-радостные кивки только самых просвещенных голов. Для прочих эти современники Баха и Вивальди — чистые страницы, которые еще надо захотеть пролистать. Фестиваль Ренессанс как раз призван простимулировать эту глубоко запрятанную в современных людях тягу к прекрасному. Конечно, с первого раза трудно оценить красоту избыточных, чуть более длинных, чем привыкло ухо 21 века музыкальных фраз, украшенных финтифлюшками консонансов и модуляций. Композиторы эпохи барокко наперегонки соревновались в сложности и мудренности сочинительства. Поэтому, когда фрау Оберлингер играет пьесу Якоба Ван Эйка — великого слепца-флейтиста, пальцам ее приходится не сладко: в какие-то моменты они так молниеносно передвигаются вдоль блок-флейты, что легче зажмуриться, чем успевать отслеживать эту безумную гонку.

Также богато орнаментированы и затейливо украшены пьесы и других авторов. Изящность — слово, лучше всего характеризующие общее настроение концерта. Два отделения пролетели как-то слишком уж быстро.

Но на то он и фестиваль, что предоставляет несколько возможностей: все, кто не успел насладиться музыкой барокко, могут посетить 2 других концерта и даже мастер-класс самой Дороти Оберлингер, на котором она раскроет все секреты игры на блок-флейте. Следите за афишей ММДМ, а то так и будете завидовать нашим отчетам.

Текст: Стелла Татевосян
Фото: Александр Минченко

Полный фотоотчёт здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.