OYMEexpeditions: В родной Кочкуровский. Часть 1. «Мураньские посиделки»

oymeexpeditionКУДА: В республику Мордовия Кочкуровский район в село Мурань.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:

Ежевика – многоканальная звукозапись, редакция, сведение экспедиционных записей видео, интервьюер, водитель, фото Инстаграмм, поддержка соцсетей OYMEexpeditions

Михаил Панков – фото, видео, водитель, благодарный зритель и невозмутимый попутчик.

Фотограф Михаил Панков

Участники ЗА КАДРОМ:

Владимир Осинский – помощь в обработке экспедиционных записей

Николай Спиркин – организация экспедиции

Покш сюкпря за проверку эрзянских названий замечательному филологу и преподавательнице эрзянского языка Ольге Богдановой!

В этот раз наша группа выглядела компактно, можно сказать миниатюрно).

ИНФО О МЕСТНОСТИ:

Республика Мордовия Кочкуровский район село Мурань. Население в основном эрзянское. Село находится на речке Сеняше. Название-характеристика: долина между лесных холмов. Существует несколько версий происхождения села Мурани. По одной документальной версии [Всё о Мордовии, с. 266] населённый пункт основан в 20 веке переселенцами из с. Сабаево. Ходит и другая сказочная версия:

“А может сам князь Муром наше село построил” – бабушки анс-ля “Сюлгамо”.

СЮЛГАМО:

“Вот как назвали мы свой ансамбль Сюлгамо, так сразу же появились много ансамблей с таким названием. Куда ни глянь – опять “Сюлгамо”!..” – участницы коллектива.

Сюлгамо – это национальная застёжка, которой закалывали довольно таки глубокий вырез горловины панара – эрзянской рубахи. Эту застёжку эрзянские женщины носили издревле и она была неотъемлимой частью национального костюма. Название ансамбля “Сюлгамо” подстать его певуньям – невозможно

представить Мурань без них с добрыми и в то же время строгими характерами. Для нас участницы “Сюлгамо” стали не только родными, это своебразный хечштэг для села, и информационный для OYMEexpeditions на просторах интернет-пространства.

Деревенский ансамбль «Сюлгамо» (с. Мурань, Кочкуровского р-на Мордовии) с фотографом Михаилом Панковым. Михаил смотрится с такими красавицами как первый парень на селе ; ))

По В. И. Далю: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». И это один из любимейших фольклорных жанров как наших предков так и современников.

Наш фотограф Михаил Панков в тренде, ах как любит загадки)): сколько же лет исполнилось ансамблю “Сюлгамо” в 2015 году?

В настоящее время художественный руководитель ансамбля “Сюлгамо” Кичкирёва Вера Борисовна.

Итак, знакомьтесь, наши мураньские героини:

Вешнякова Елизавета Захаровна

Родилась в 1940 году в с. Кочкурово Кочкуровского района Мордовии. По национальности эрзя. Приехала в с. Мурань по распределению работать учительницей начальных классов. Елизавета Захаровна – человек конкретный и прямой. «Так. Ну, чего надо рассказать вам? Вопросы задавайте!» Эти фразы очень нас обрадовали )))

Степайкина Татьяна Ефремовна

Родилась в 1936 году в с. Мурань Кочкуровского района Мордовии.

По национальности мордовка (эрзя). Работала строителем (штукатур, маляр и тп). Квартира в Саранске, а живёт в родной деревне. Фотограф Михаил Панков был в высшей степени удивлён датой рождения Татьяны Ефремовны: «Я не ослышался?» Экологичный деревенский воздух и трудовой фитнесс на родной земле — лучшие методы омоложения.

Куслина Зинаида Фёдоровна

Родилась в 1938 году в с. Мурань Кочкуровского района Мордовии. Как сразу добавили участницы коллектива: «Пишите — Всю жизнь певица». И всю жизнь работала в колхозе. На вопрос « А образование какое?», ответила: «Седьмой коледор»)). По национальности эрзя-мордовка. В деревенском коллективе две Зины. Зинаиду Фёдоровну зовут Покш Зина за её высокий рост)). Покш Зина (большая Зина) суровая на первый взгляд, очень душевная. Внешне не проявляет эмоций, сдержанна. Немногословна. А обладает сильным низким голос со специфической хрипотцой. Слушаешь и кайфуешь.

Кильдюшкина Раиса Фокеевна

Поведала нам, что по селу её все зовут не иначе как «Фокеевна». Мордовка, эрзя. Работница в бюджетной сфере. Работала в Сельсовете, ушла на пенсию с поста директора Дома Культуры. Попросила как только кто родит сына, назвать Фокой)). Ребята, отличное имя! Налетай! Эх, как же хочется обрадовать баб Раю)

Паршина Зинаида Васильевна

Родилась в 1940 году в с. Мурань Кочкуровского района Мордовии. Работала везде. 19 лет работала поваром. 13 лет дояркой. Зинаида Васильевна могла бы стать отличным продюсером! Во время записи она очень беспокоилась и просила «не включать» в двух случаях: когда ансамбль забывал и когда вспоминал песню. Всё как положено: сначала репетиция, потом запись!

И как вы догадываетесь, это вторая Зина в коллективе «Сюлгамо»).

Творчество творчеством, а в перерыве Бабушки обсуждали насущие дела. Говорили про лес, про ягоды, что пора собирать, что видели как продают уже их, и цена 500 руб. Удивительно, как же всё у них гармонично устроено: приятное с полезным, физический труд чередуется с интеллектуальным. А вы всё заладили на фейсбуке: «Йога. Духовные практики»… Все в деревню! Грядки полоть и загорать! )))

О ПЕСНЯХ

Песни у ансамбля “Сюлгамо” на различные сюжеты.

Вот к примеру песня мифологического содержания “Комлянь ава”– про богиню хмеля Комлянь аву и богиню урожая Нороваву. Между ними происходит спор, кто же сильнее, кто же главнее? Ответ – дело в гармонии. Традиционный эрзянский мир находится в балансе хаоса и упорядочности, отдыха и труда. Комлянь ава и Норовава идут рядом с друг другом, плечом к плечу.

А вот песня “Татюша” про тяжёлую жизнь одной девушки. Как она без родной матери осталась.



«Осталась девушка сиротой. Матери нет. Взяли мачеху. Мачеха её ни хлебом ни кормит, ни водой принесённой не поит. И девушка пошла на речку топиться, кончать самоубийством» — анс-ль «Сюлгамо».

Внимание эрзянских исполнительниц приковано к отношениям между парнем и девушкой.

В песне «Мекс мон авардян» (Почему я плачу) девушку оставил жених. ”Она пойдёт к дереву и начнёт жаловаться., приплакивать. А на дереве птички поют: соловей, синица” – анс-ль ”Сюлгамо”.

Косо, косо да Утяша

(Где, где Утяша?)



”Девушка прядёт и плачет – никто её замуж не берёт. Не плачь, всё будет весной. Троица придёт, просватаем и осенью свадьба будет” – анс-ль ”Сюлгамо”.

Казалось бы, всего лишь песня, а сколько даёт слушателю информации: и о традиционном женском ремесле – прядении, и об эмоциональных переживаниях – боязни остаться старой девой, и о семейных традициях — действительно, в основном свадьбы справлялись осенью, после сбора урожая.

Один из распространённых поэтических сюжетов — когда невеста сама растит себе жениха. Кстати это не сказка, а этнографический факт! Действительно было практикой выдавать великовозрастную девушку за несмышлёного мальчика. Почти как сейчас))) За исключением одной важной оговорки: происходило это не для услады сердца и не по желанию невесты. А в чисто практических целях: семье жениха нужна была ещё одна бесплатная рабочая сила. А сторона невесты старалась как можно скорее избавиться от лишнего рта. Уж, что скрывать, мальчили ценились намного больше – за них земельный надел давали. А с девкой одни хлопоты: корми её, наряжай, да всё равно на чужую сторону уйдёт. Да-а-а…

Одирьвань полась вишкине

(У невесты маленький муж)

«Невесте выбирают жениха ешё в люльке. И младенец начнёт расти. А невеста качает колыбельку и приговаривает:

* Расти, вырастай, вырастай в работника.

Себе выращивали жениха» — прокомментировали Бабушки.

Любовная тематика плавно переходит к одному из главных событий жизни эрзян – свадьбе. Бабушки хорошо помнят свадебные традиции и обычаи. Заслуживает внимание особый жанровый вид традиционных песен, который

встречается в свадебном ритуале — парявтнема (свадебное корильное величание). А исполнительниц таких песен — парявтнемань рангицят. Бабушки рассказали, что есть такой обычай ругать невесту при встрече её у дома жениха. Ругают кто? Конечно же женщины рода жениха))). Да мы уже этому и не удивляемся!


Наша Покш Зина, Куслина Зинаида Фёдоровна, одна из лучших парявтнемань рангицят (рангомс с эрз. кричать).

Не обходится в свадебное действо и без плача. На эрзянской традиционной свадьбе причитала не только невеста, а также её подружки и родственницы.

Причитание крёстной над невестой в момент обряда кашадо ярсамо (угощения кашей)

Причитывает Степайкина Татьяна Ефремовна

И как же жизнь без плясовых шуточных!

В песне «Даря баба бабине»

старуха готовила «хорошо»: «то хлеб свой в золу сунет, то в лапшу живого петуха сунет».

Песни эрзян длинные-длинные, бесконечные. Они так и называются долгими. И о природе точно такие же. Наверняка вам я не открою большого секрета, что почитаемая в финноугорском мире птица – утка. А эрзя – финноугры и есть; )

Вай, верьга, верьга ливтить яксяргот

(Ой, высоко, высоко летят утки) ?

«Песня про уток, которые летят с тёплых стран. Про то, где они сядут отдыхать, где сядут покушать, где они будут жить. Будут жить они в родном краю» — анс-ль «Сюлгамо»

И много-много других песен есть у этих певиц!)) Пек ламо лиянь морот улить неть морыцятненть кедьсэ. Надеюсь, по-эрзянски я почти правильно написала))

О ТРАДИЦИЯХ И НЕМНОГО О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНЕ

«Раньше ведь канцер* был в моде, это сейчас ведь от конопли бегут. Наркотик. Раньше коноплю сеяли» — примечание от анс-ля «Сюлгамо».

* канцер – диалектный вариант слова «конопля». Литаратурный вариант — кансёро.



А ты такие, зажигаем! Бабушки анс. “Сюлгамо” села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия сверяют достоверность звуковой волны и своих старинных эрзянских песен))

Не удержусь и расскажу вам об одном осеннем обычае, на перспективу)). На Покров одна женщина надевает шубу наизнанку, берёт с собой лукошко и веник. Её зовут Покров баба. Она ходит гонять клопов в домах при помощи веника. Ну, вроде как выгоняет клопов из печи, избы. Ей за это кладут в лукошко пироги со свеклой (якстерькай прякат), с тыквой (дурак куяр прякат), с горохом (кснав прякат), с капустой и коноплёй (кансёронь прякат).

Стоп. На последнем пироге поподробнее))

По мнению Бабушек, это фирменное блюдо мордвы-эрзя.

Несмотря на его несколько пугающее название, за эрзянских жительниц можно не волноваться, а только порадоваться: ) В блюде применялись всего лишь конопляные семечки. Можете полазать в интернете и почитать про их волшебную лечебную силу. К примеру здесь

Девушки, там есть пункт и о похудении ; ))

Кансёронь прякат (закрытый пирог с капустой и конопляными семечками)

Коноплиные семечки поколят. Затем потолкут в ступе. Затем с потушенной капустой смешают. Посолят. Сделают такую начинку. И пекут закрытые пироги. От толчения ещё образуется полезное конопляное масло.

Вот так)

Про костюм


вид сзади

Головной убор эрзянского костюма села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия

Часть женского эрзянского национального костюма села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия. Руця — это распашная одежда эрзянского национального костюма. Надевается на рубаху – панар.

Фрагмент женской распашной одежды села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия. Характерная для эрзян техника вышивки — ковровая. Выполняется шерстяными нитками. Украшена латунными круглыми пластинами. Кстати такие пластины из латуни можно в изобилии встретить и на шокшанском костюме. Зависть и гордость группы “OYME» ; )) Как и где бы такие сделать?)))

Фрагмент вышивки передника села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия. Зимними вечерами девушки собирались в одном доме, рукодельничали, и между делом пели песни разучивали свадебные причитания на будущее. А не устроить ли нам группе “OYME» вечерние посиделки с вами? ; )

Кушак женского эрзянского костюма села Мурань Кочкуровского района республики Мордовия. Зелёный цвет — один из любимых цветов эрзянских женщин).

Низкий поклон и душевной СПАСИБО АНСАМБЛЮ «СЮЛГАМО»!

Группа “ОЙМЕ» и «OYMEexpeditions» выражают особую благодарность за помощь в организации экспедиции начальнику отдела культуры Ляшиной Зинаиде Ивановне.

Отдельное спасибо московской студии звукозаписи Владимира Осинского «KEPEERS» за моральную поддержку, за оборудование и предоставленное время на финальную обработку экспедиционного аудиоматериала.

Фото — Михаил Панков


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.