Панк в Опере

от автора

в

Восьмого марта в «Opera Concert Club» на Обводном канале было жарко. На сцене выступали парни, чьи души, по их собственному заверению, еще не устали. Московская команда «План Ломоносова» привезла в Петербург самих себя, потому что пока что им больше нечего привозить. Презентация альбома на стихи Владимира Маяковского из поэмы «Облако в штанах» запланирована на осень. 22 января альбом внезапно появился в сети, и пока публика прислушивается к новому звучанию футуризма, ребята дают концерты в преддверии репетиций музыкального спектакля, посвященного этому событию. Альбом планируется презентовать в Москве. Обещают нечто новое, уникальное и даже экспериментальное. Но об этом пока рано.
Премьерными песнями гости Северной столицы фанатов не порадовали. Однако, никто не обиделся. Старенький деревянный пол бывшего Дома культуры содрогался от ритмичных прыжков на протяжении всего сета. Каждую песню встречали бурным эхом. Драйв, который захлестнул зал с самого начала, разрастался в геометрической прогрессии. Панк-пульсация расходилась кругами по принципу Гюйгенса-Френеля. Равнодушных не было.

Неожиданностью стала вербальная доверительность между музыкантами и залом. Обычно на концертах группа чаще прибегает к тактильному способу общения со зрителями, охотно подставляя ладони. К тому же Саша Ильин не очень любит говорить. Тем, кто следит за творчеством «Плана» ясно и без лишних  слов — ребятам есть, что сказать своей музыкой. Однако, на этот раз парни постоянно  поддерживали словесный контакт с залом, что лишь подчеркивало праздничное настроение — группе исполнилось пять лет. Маленький, а юбилей. Своими выступлениями за эти годы ребята не раз доказывали, что панк-рок в первую очередь — это выброс эмоций, комплекс наболевших тем, которыми хочется поделиться с теми, кому это близко. Эти эмоции часто путают с агрессией. Но ведь в этом и есть задача музыки — оставить весь нажитый временем хаос на сцене или в зале и выйти на улицу в состоянии порядка и миролюбия. Иными словами, «выкричать» свою боль, подобно Маяковскому, к творчеству которого, напомню, обратились музыканты в последнее время.

Нельзя не отметить удивительный дух свободы, идущий от исполнителей и заражающий зрителей, которые то и дело бросались с авансцены вниз, в толпу таких же счастливых и энергичных людей. Он выражался и в музыке, по определению свободной от шаблонов и формализма, и в текстах. Темы, которые затрагивают парни в своих песнях близки каждому. Потеря корней, амбивалентность в самосознании целого поколения, фальшивость привитых нам ценностей («Газета»), ирония на тему навязанных идеалов с необъяснимым желанием сублимировать эти идеалы в нечто кровавое («Революция»), резкое выражение негодования от засилья некачественных музыкальных продуктов и их бесконечного потребления («Х») — все эти темы просты и понятны. Как и сам панк-рок. В этом и заключается формула его свободы — ребята не хотят кому-то понравиться или забраться повыше, чтобы плевать свысока. Они хотят делиться тем, что им дорого и близко. И — главное — от чего больно. И делают это с исключительной доверительностью и троекратной энергией.

Энергетика, которой заряжает группа «План Ломоносова» на этот раз прекрасно сочеталась с архитектурной составляющей площадки. Постаревшие стены «Opera Concert Club», которые являются памятником культурного наследия, послужили приютом панк-рок вечеринке. Но порой на контрасте создаются удивительные вещи, балансирующие на грани. Так рождается искусство. В этом контексте модерновое пространство в соединении с озорством панк-рока всецело подтвердили тезис о совместимости несовместимого. И, кажется, огромная хрустальная люстра в центре зала была довольна происходящим, мерно раскачиваясь в такт громыхающим колонкам…

В целом концерт прошел на ура! Со стороны могло показаться, что все слишком ровно, стабильно и хорошо. Никакого взрыва, никакого скандала. Однако, эта стабильность — следствие высокого профессионализма музыкантов, у которых за плечами очень много опыта работы  как в музыке, так и в кино. А что касается скандала, или сенсации, то с уверенностью можно сказать, что парням это просто не нужно. Их способ самовыражения сам по себе чрезвычайно красноречив. Их души действительно ещё не устали, потому что свободны. Боль, с которой Ильин выкрикивает тексты, бросается в глаза и проникает туда, куда ей следует проникать. Этого достаточно.

Александр Карманов, специально для MUSECUBE.ORG.
Фотоотчет Евгения Кашпирева смотреть здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.