Пламя фламенко

Испанский гитарист Хесус де Хоакин «Эль Пучеро» рассказал о мире фламенко, о российском фестивале фламенко «Flamencura» и своих впечатлениях о России.

 

Хесус де Хоакин, гитарист-виртуоз из Барселоны, приехал в Москву на IV Всероссийский фестиваль фламенко «Flamencura», чтобы дать мастер-класс всем любителям страстных ритмов фламенко и выступить в гала-концерте в ЦДХ вместе с российскими музыкантами.

 

— Можете ли Вы вспомнить, когда в первый раз услышали фламенко?

 

— Я очень рано начал слушать фламенко, потому что мои родители очень любили это искусство.

 

— В Вашей семье занимался ли кто-то фламенко профессионально?

 

— Нет, все были, скорее, любителями. Моим родителям нравилось ходить в пеньи (один из типов заведений, где можно услышать и увидеть фламенко) и послушать пение фламенко (канте), и они всегда были окружены такими выдающимися артистами, как Педро Сьерра, Эль Кабреро, Майте Мартин. Но, повторяю, профессионально они этим не занимались.

 

— Сколько должно пройти времени, прежде чем гитарист сможет назвать себя профессионалом?

 

— Этот вопрос одновременно хорош и сложен. Ты сам никогда не знаешь, когда становишься мастером. Я думаю, что игра на гитаре находится достаточно на высоком уровне, и ты никогда не можешь быть полностью доволен собой и тем, как ты играешь: сегодня ты себе нравишься и завтра — совсем нет. Я посвятил гитаре всю свою жизнь и до сих пор не могу определить точно, на каком этапе я нахожусь.

 

— Почему Вы выбрали себе сценическое имя «El Puchero»?

 

— Можно сказать, что я своё имя себе не выбирал, мне его выбрали. Похоже, что во время игры я делаю гримасы, похожие на то, когда ребёнок плачет и не издает звуков самого плача. В Испании это называют «hacer pucheros».

 

— Вы участвовали во многих фестивалях фламенко как в Испании, так и заграницей. В чем фестиваль «Фламенкура» особенен для Вас?

 

— Для меня фестиваль «Фламенкура» значит многое: во-первых, это встреча с моим другом и блистательным музыкантом, Алексеем Стародубцевым, которого я очень уважаю за его талант, музыкальность и, что самое главное, за его личность; во-вторых, это возможность разделить сцену с российскими музыкантами высочайшего уровня, что является для меня большой честью.

 

— Вы в первый раз приезжаете в Москву, в Россию? Какое у Вас впечатление от страны и от города?

 

— Это мой первый визит в Москву и я действительно очень рад посетить этот великий город. Я был уже в Санкт-Петербурге несколько лет назад и, по правде сказать, все меня в этом городе поразило: его супердлинные улицы, бесконечные эскалаторы, здания и, в особенности, доброжелательность и любезность людей.

 

— Вы были учителем российского гитариста Алексея Стародубцева в Испании, а теперь вы собираетесь дать мастер-класс для московской аудитории. Как Вы думаете, что сложнее всего объяснить новичку, который только вступает в мир фламенко?

 

— Во-первых, трудностью для меня будет сам язык! (Смеется) Самое сложное — это выбрать подходящую тематику для учеников. Я пытаюсь, чтобы мои занятия были как практические, так и теоретические. Я хочу, чтобы мои ученики вкладывали душу в игру, а не просто играли партитуры. Фламенко — это форма жизни, в которой любое обстоятельство в твоей жизни должно быть отражено в том, что ты делаешь. Ведь самое главное в нашем деле, будь то пение, танец или игра на инструменте — это достучаться до публики.

 

— Что Вам нравится больше: аккомпанировать певцу-кантаору или танцору? Вы когда-нибудь пели или танцевали сами?

 

— Мне нравятся все пало (стили) фламенко, я наслаждаюсь всеми, но если надо выбрать какой-то в особенности, то я бы остановился на канте солеа или булериас, танце алегриас или таранто. Хорошее пение пор солеа наполняет меня жизненными силами.

 

— Фламенко – один из символов Испании и кажется, что в последнее время оно стало своеобразным туристическим аттракционом. Или так было всегда?

 

— В настоящее время фламенко известно во всех странах и всеми очень любимо. К сожалению, оно действительно претерпело изменения, потому что его не смотрят и не берегут его, как делали раньше. Существует много спектаклей, бесцеремонно составленных из импровизаций, что сильно вредит фламенко.

 

— Правда ли, что без знания испанского языка невозможно понять всю красоту мира фламенко?

 

— С моей скромной точки зрения, необязательно знать язык, чтобы открыть для себя красоту или грусть фламенко. Для меня фламенко — это международный язык; тому, кто занимается фламенко, нет необходимости знать испанский язык.

 

Фестиваль «Flamencura» ежегодно проходит в Москве в феврале. Он был основан композитором, гитаристом, пианистом Алексеем Стародубцевым в 2016 году. Фестиваль собирает высококлассных исполнителей фламенко со всей России в Москве и делает акцент на музыке и канте (пении) фламенко, и конечно включает танцы. В 2019 году проект был расширен для участия детей и подростков. Проект поддерживает Испанский культурный центр — Институт Сервантеса в Москве и Посольство Испании в России. В течение года в рамках проекта «Flamencura» также проходят концерты и мастер-классы музыки и канте фламенко с участием российских и испанских музыкантов.

 

Ближайший концерт коллектива «Flamencura» состоится 28 марта 2019 года в московском кафе Scenario (подробности здесь).

 

Елизавета Маркова специально для Musecube
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля «Фламенкура»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.