«Чуткий час времени Ч…»

25 апреля в столичной клубе «Megapolis» состоялся концерт группы «Алиса» приуроченный к 20-ти летию альбома «Чёрная метка». Седьмой альбом, увидевший свет в 1994 году, стал одним из трагических в психологическом плане для всех музыкантов группы «Алиса», а в особенности для Константина Кинчева. За год до выхода пластинки, в 1993 году, трагически погиб один из участников коллектива – гитарист Игорь Чумычкин (Чума). Для коллектива эта потеря самой большой за всю историю успеха – не выдержал и покинул коллектив клавишник, оставив группу в состоянии раздробленности. Череда трагедий «заморозила» процесс творческого развития коллектива. Лишь в 1994 году, собравшись силами, Константин Кинчев начинает работу над пластинкой, взяв за основу композиции, написанные Игорем: «Паскуда», «То ли про Любовь, то ли про Беду» (музыка и слова гитариста); «Чёрная метка» и «Белая невеста» (музыка).

Трагедия и перерыв в творческой деятельности позволило пересмотреть ценности, по- иному взглянуть на жизнь. Смена внутренних приоритетов безусловно сказалась и на творчестве – чтобы отойти от горя, музыканты искали покой в полном погружении в работу. Обратившись за помощью к немецким звукорежиссерами,  композиции с альбома «Чёрная метка» приобрети тяжелое звучание, которое впоследствии стало характерным для творчества группы «Алиса». Но, несмотря на тяжесть звучание, в альбоме гармонично были вписаны светлые композиции, как новая жизнь и выход из темного царства израненной души.  Белые стороны отразились и оформление альбома: лицо измученного шута, смотрящего через отверстия белых перчаток, ребенок в белом платье, протягивающий черно-красный медиатор символизирует наличие сакрального и более значительного смысла, чем кажется на первый раз. Чуть позже, в одном из интервью Константин Кинчев прокомментировал данную пластинку: «Песни данного альбома повествуют о страстях, сопутствующих рок-н-роллу. Это — своего рода магический театр. Если человек берет в руки медиатор — он должен пройти через все страсти и испытания. К сожалению, не все при этом остаются в живых…». С этого момента прошло 20 лет. За этот период многое изменилось, но память о творчестве Игоря Чумычкина, его восприятие жизни, раскрытое в текстах и музыке остается актуальным и интересным. Для Константина Кинчева альбом «Чёрная метка» одновременно и любимый в плане звучание и нелюбимый в плане воспоминаний. Песни с этого альбома практически не исполняются на концертах, да и организация специальных концертных мероприятий по случаю 20-летия пластинки долгое время было под вопросом. Большую роль в положительном решении сыграли поклонники творчества «Алисы» — желанием услышать редкие и от того долгожданные композиции стали одним из поводов посетить два концерта в Москве в Санкт- Петербурге.

Московский концерт в клубе «Megapolis» с программой «Чёрная метка» прошел с аншлагом: полный зал, яркие флаги с названием разных городов. Стартовал концерт с заглавное песни « Чёрная метка» и «Паскуда». «Чума всегда с нами» — фраза – дань память об ушедшем друге и благодарность от лица всех слушателей за эти прекрасные песни, которые по прошествии 20-ти лет звучат так же.  Несмотря на то, что на сцене в этот вечер стояли 6 музыкантов – состав группы «Алиса», какой то невидимый дух создавал другое звучание и восприятие материала. И несмотря на то, что нынешний гитарист Евгений Лёвин виртуозно исполняет гитарные партии, некоторые проигрыши из альбома «Чёрная метка» были переложены на клавишные. Рассматривать это можно с разных позиций, но умение и мастерство Игоря Чумычкина – это божий дар и одновременно дьявольское проклятие гения. Каждый решает это сам для себя.

Сегодняшние концерты группы «Алиса» это слаженная работа не только музыкантов и организаторов, но и поклонников. На песню «Паскуда» клуб озарили десятки зажжённых фаеров. Красное пламя фаеров – это одно из составляющих любого концерта. Безусловно, это не спонтанное хулиганство, а действо, согласованное с Константином Евгеньевичем Кинчевым. И как бы тщательно не расспрашивали охранники на входе о наличии пиротехники – фаера, словно священный и магический обряд, заставляющий поклонников восхищаться, а охрану хвататься за огнетушители. Зажжение фаеров не ограничилось одной песней: «Вот так», «Жги-гуляй», «Чёрная рок-н-ролл мама» – были дополнены несколькими десятками огней. Именно по такими фаер-шоу можно судить по качеству площадки, системе вентиляции. В клубе  «Megapolis» эта система показала, своё полное отсутствие. Охрана долго ходила и пыталась найти открывающуюся в зале форточку для проветривания помещения. Но про клуб немного позже. То, что песни с альбома  «Чёрная метка» — редко исполняемые сказывалось на манере их исполнения Кинчевым: местами куплеты изменяли свою последовательность, местами зрители помогали вспомнить начало куплета, местами все вместе исполняли песню. Но это нельзя отнести к неподготовленности к концерту – что бы запомнить сложные конструкции и философские размышления нужно быть гением или демоном.

Концерт не был ограничен песнями с альбома «Чёрная метка»: стандартная подборка с разных альбомов на «ура» была встречена поклонниками под аплодисменты и дружное исполнение всем залом.  Но, вместе с положительной стороны в отношении количества поклонников, купивших билеты, ажиотажа по продаже билетов с рук, что показывает популярность и востребованность любой группы, иногда всплывают отрицательных стороны, как правило по отношению к организаторам и площадкам. Печально, что в последнее время такие отрицательные стороны все больше остаются в воспоминаниях о концертах. И площадка «Megapolis» пополнила этот список «желаемых» мест для встречи с прекрасным.  Первое – это конечно удаленность от метро: ближе идти от станции Москва – товарная через промзоны и узкие дороги, чем от метро. Долгий пути, медленно-сонная работа охраны на входе, скопление народу сказалось на своевременности начала концерта – часовая задержка, нехарактерная Константина Кинчева и группы «Алиса». Само строение клуба оставляет желать лучшее: трехэтажное здание бывшего ДК при заводе (скорее всего) с узкими каменными лестницами ведущими к огромному танцпартеру. И вроде бы большой зал, но часть его разделено несущей стеной. В результате часть зрителей, не влезших в середину, довольствовалось «выглядыванием» из-за стены. Скажу честно – если стоять за стеной – невидно ничего, кроме колонок. Звук клуба – тоже оставляет желать лучшего: прострелы в колонках, искажение, неравномерное распределение по залу. Вентиляция, про которую говорилось ранее, не приспособлена к таким концертам, чудом открытое окно создавала только ветер в баре, не выходя за ограничительные стены. Работа охраны по завершению концерта стала одной из причин давки. Хорошо, что скользкие каменные ступени не обернулись проблемами. Завершился концерт исполнением традиционной «Песни без слов» Виктора Цоя и таинственным исчезновением Константина Кинчева под финальные аккорды песни «Фавор»: «Спел и растаял…». Но это расставание будет не долгим: впереди выступление на ряде крупных фестивалей, а особенно на фестивале «Мотоярославец», и традиционная встреча 25 июля в Зеленом Театре с программой «Наш/Ваш выбор». Мы вместе!!!

Иксанова Яна, специально для musecube

 

Трек лист концертной программы «Чёрная метка» 25 апреля клуб «Megapolis», Москва.

Чёрная метка

Паскуда

Рок

Вот так

Жги-гуляй

Умереть молодым

Небо славян

Ангел

Дурак

Белая невеста

Работа

Апрель

Звезда по имени Рок

Атеист

Чёрная рок-н-ролл мама

барабанное соло

Красное на чёрном

Кибитка

Левша

То ли про любовь, то ли про беду

 

Песня без слов

Фавор

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.