«Порхаю как бабочка, жалю как пчела»

23 ноября на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки выступил легендарный гитарист Stanley Jordan – уникальный музыкант, играющий на гитаре с помощью тэппинга – технике, при которой звуки на струнном инструменте извлекаются при помощи легких ударов по струнам на грифе. Его концерт можно с уверенностью назвать одним из главных музыкальных событий уходящего года.

Музыканты вышли на сцену, и Стэнли в одиночку начал играть. Публика реагировала восторженно, а когда гитарист сел за фортепиано и заиграл, зал буквально взорвался аплодисментами. Это была композиция «Caravan» Дюка Эллингтона. Стэнли брал аккорды на фортепияно, а мелодию играл на гитаре и наоборот. Гитарист исполнял не только джазовые стандарты, были сыграны и его сольные произведения, кавер-версии различных поп-песен («Eleanor Rigby» группы Битлз и «The Lady In My Life» Майкла Джексона). А исполнение произведений Моцарта и Дебюсси вывело концерт за рамки джазовой музыки, придав ему монументальность и разностороннюю атмосферу, показывая, насколько великолепно и свободно Стэнли Джоржан может варьировать стилями и переходить из одного направлениями музыки в другое. А стиль Джордана сформировался на стыке нескольких музыкальных культур. Именно благодаря этому своеобразному столкновению нескольких тектонических плит родилось уникальное и узнаваемое звучание гитары Стэнли.

Музыканты отыграли два отделения по 40 минут. Отыграли безукоризненно. Публика в ММДМ собирается особая (так как рекламы предстоящего концерта американского гитариста особо не было заметно по городу, можно предположить, что послушать игру Джордана собрались знающие люди, своего рода спецы и ценители), она не прощает ошибок, и она гитаристу рукоплескала. Музыкантов было не в чем упрекнуть, они просто подняли зал на уши. Подобного я давно не наблюдал, группу провожали стоя.

И знаете, что самое удивительное? За день до московского выступления Стэнли играл концерт в Нью-Йорке, прилетел в российскую столицу утром 18 числа, а через пару дней у него было запланировано шоу в Испании. Представьте себе, как он устал! Но этот человек настолько любит то, что он делает, настолько любит музыку, а главное, своих слушателей, что не только выложился на все 100 процентов, но еще и раздал автографы.

Когда-то великий боксер Мухаммед Али сказал: «Порхаю как бабочка, жалю как пчела». Эти слова в точности соответствуют и Стэнли Джордану, чьи пальцы порхают по грифу, словно бабочка, а его мастерство пронизывает слушателей, как жало пчелы…в самое сердце.

После концерта мне удалось пробраться за кулисы и задать великому гитаристу несколько вопросов:

MUSECUBE: Скажите, пожалуйста, что для вас интереснее: работать в студии, записывая альбомы, или давать концерты?

Stanley Jordan: Я думаю, для меня важнее концерты. Студия – особое место, куда я могу прийти, настроить аппаратуру, чтобы добиться нужного звучания. Но это совершенно разные вещи, и их невозможно сравнивать друг с другом. Когда у меня появляются новый идеи, я иду и записываю их в студии, после чего возникает определенная мотивация играть новый материал на концертах. Сейчас, после миллионов концертов по всему миру, мне не терпится вернуться в студию. Здесь все взаимосвязано и чередуется друг за другом.

MUSECUBE: В вашей игре можно услышать отголоски различных музыкальных стилей, и это не только джаз, но также и другие стили и направления. Скажите, какая музыка, какие музыканты вдохновляют вас на творчество?

Stanley Jordan: На самом деле на меня повлияли очень многие музыканты. Всех назвать очень трудно. Упомяну лишь самых-самых: Джимми Хендрикс, Арт Тэйтум, …. Моцарт и Кэтти Пери. Ее песня «I Kissed A Girl» мне так понравилась, я сказал сам себе: «вот это то, что мне нужно», что я даже записал ее на своем последнем альбоме «Friends».

MUSECUBE: Вы всегда работаете в формате трио (бас, ударные и гитара)…

Stanley Jordan: И пианино…

MUSECUBE: И да, конечно, пианино…

Stanley Jordan: Но при этом на сцене всегда три человека

MUSECUBE: Скажите, в чем для вас преимущества работы в трио?

Stanley Jordan: Формат трио — это более насыщенный звук. Мне не нужно играть одновременно на нескольких инструментах сразу. Иногда я хочу играть лишь одну мелодическую линию. В случае трио это работа в коллективе, и мне нравится взаимодействовать с другими музыкантами, мне очень нравится слушать, как они играют, и вдохновляться их игрой.

Иван Никитин, специально для MUSECUBE

Фотоотчёт Михаила Панкова смотрите тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.