19 июля на Елагином острове звучал джаз. Тем, кто пристально следит за городскими событиями и хорошей музыкой пояснять не нужно – фестиваль Усадьба Jazz проводится уже не в первый раз. В Санкт-Петербурге фестиваль завершал свой марафон – в этом году он прошел в четырех городах. Три площадки, множество развлечений для всей семьи – и все это – в отличную погоду, о чем не преминули отметить организаторы.
Открывал фестиваль на площадке «Аристократ» Алексей Айги с программой Курехин:NEXT. К шестидесятилетию знаменитого авангардиста, основателя группы «Поп-механика» было приготовлено специальное выступление с участием множества именитых музыкантов. Трубач Вячеслав Гайворонский, контрабасист Владимир Волков, саксофонист Сергей Летов – вот лишь немногие приглашенные участники оркестра «4’33».
Внезапный порыв ветра – и ноты улетают с пюпитра. Внимательный зритель на минуту мог усомниться в благоприятном прогнозе погоды, а может быть и правда, Сергей Курехин незримо присутствовал на выступлении? Если бы это было так, он несомненно бы почувствовал то бережное, внимательное отношение к его, уже ставшими классическими произведениям. Как известно, партитур музыканта не существует, и Алексей Айги на слух, нота за нотой, воспроизвел все музыкальные композиции. Более того, он переложил фортепианные партии для струнного оркестра; и время от времени вдохновенно солируя на скрипке сетовал, что и она не может передать всю палитру музыки Курехина. Музыканты исполнили множество композиций, но в исполнении Марины Капуро «Воробьиная оратория» звучала особенно трепетно. Программа Айги стала отличным поводом вспомнить о «Капитане», и о его произведениях. Даже странно, почему столь запоминающееся выступление было поставлено организаторами в самое начало музыкального марафона, а не закрывало праздник.
Две главные площадки работали попеременно, и вот уже на главной площадке – «Партер» Тутта Ларсен объявляла Сашу Алмазову и группу Non Cadenza. Легкий джаз в ее исполнении пришелся по душе многим зрителям, которые даже начали подниматься с зеленой травы и подходить ближе к танцплощадке, где можно было вовсю подвигаться, не мешая отдыхающим. А музыка Саши и правда располагала к движению – настолько она была интересной, лиричной и искренней. Кстати, главное место среди музыкантов было отведено саксофону – куда без него на джазовом фестивале!
Фестиваль заявлен как международный, и каждый новый год – это множество известных имен европейских и американских музыкантов.
На сцене «Аристократ» Jan Akkerman – постоянный участник множества джазовых фестивалей. Его музыка – это непрекращающийся эксперимент, смешение самых разноплановых стилей и направлений. На этот раз гость из Нидерландов выступал в сопровождении Бенджамина Хермана – саксофониста и флейтиста. Их совместное выступление настолько понравилось публике, что последние аккорды подхватил и пес, лай которого эффектно поставил точку в сете.
Немного Zorge, немного Tequilajazzz и перед нами музыка Optimystica Orchestra. Евгений Федоров собрал разношерстную компанию музыкантов из Marksсheider Kunst, Spitfire, «Сплин» и «Ленинграда». Да, похоже, в нашем городе талантливых музыкантов буквально разрывают на части. «У нас большинство песен о зиме» – замечает Федоров, но все же находит, чем порадовать публику в разгар лета.
Следом на сцену вышли участники бэнда СПБ джаз Септетус с трибьютом Чарльза Мингуса. «Лучшие в мире» аранжировки, были сделаны «тромбонавтами» Антоном Боярским, и Сергеем Богдановым. Последний, к слову сказать, при ближайшем рассмотрении оказался баритон-саксофонистом. Ну а солировала в этом бэнде – Анна Чайковская. Ее выступление можно было увидеть и на малой сцене – у самого входа на фестиваль удачно расположилась площадка Jazz Club, где можно было услышать множество интересных исполнителей и отметить юбилей джазового клуба JFC. Ему исполнилось 20 лет.
Размеренный, неспешный темп фестиваля располагал к наиболее комфортному восприятию музыки. Многие уютно располагались на лужайке, охотно загорая и релаксируя, тем более что повсюду можно было заметить картонные «кресла» и «веера» от друзей фестиваля. Городские жители с удовольствием бродили босиком по траве, а происходящее больше напоминало семейный пикник – детей самых разных возрастов на празднике было огромное количество.
Здесь же приготовили свои активности и сюрпризы спонсоры фестиваля. Огромная голова Сальвадора Дали с усами-шлангами – их предназначение так и осталось загадкой – соседствовал с машиной для создания различных фигурок из мыльной пены – и посетители охотно принимали участие в их изготовлении. Детская площадка с аниматорами, мастер-класс по рисованию, интересные загадки от профессионалов по подбору будущей профессии? настольный футбол… и это далеко не все, что можно было найти в этот солнечный день на фестивале помимо музыки.
Чуть поодаль были организованы и пункты питания, однако огромные очереди вряд ли обрадовали страждущих от жажды и мечтающих утолить голод. В этом направлении организаторам Усадьбы, без сомнения, еще есть куда расти.
Но вернемся к джазу. Музыкальная группа – дело семейное. А что вы скажете, если на сцене окажутся сразу восемь (!) сыновей трубача Фила Кохана. Группа The Hypnotic Brass Enstmble миксует разные стили, а когда дела дошло до хип-хопа – разумеется с оттенками джаза – то выяснилось, что они качают за не хуже чем заправские рэперы. Не зря они принимали участие в записи альбома Gorillaz. От избытка эмоций один из членов группы даже взобрался на громадные опоры, окружавшие сцену. Рисковый парень! Стоит ли говорить, что зрители, в один голов повторявшие за ними «Come on!» не остались равнодушными к этим ребятам, и с удовольствием покачивались в одном темпе с ними и подхватывали несложные слова.
Как не трудно было уйти от таких эмоциональных парней, все же хэдлайнера сцены «Аристократ» – группу Snarky Puppy удостоили вниманием почти все присутствовавшие – народ все прибывал и прибывал, занимая практически все предоставленное пространство. На сцене – девять человек, и это еще немного. Коллектив лауреатов Грэмми насчитывает до 40 музыкантов, и сочетает множество стилей и инструментов, постоянно импровизируя, умудряясь не повторяться.
Ну а завершало Усадьбу джаз выступление группы Моральный кодекс, которую петербуржцы встретили особенно тепло. «Мы выросли из джаза» – заметил Сергей Мазаев, словно подтверждая слова организаторов о том, что приглашение коллектива было исключением из стройного ряда джазовых исполнителей. И это, разумеется, был настоящий рок-н-ролл. «Где ты?», «Славянские танцы» – публика не спешила расходиться, не услышав любимые многими хиты.
«Праздник счастья удался» – хочется повторить вслед за Марией Савушкиной, которая в финале концерта позвала на сцену всех сопричастных к фестивалю и от всего сердца их поблагодарила. Не зря же «арт-маньяки» вкладывали душу в фестиваль, подготовка к которому заняла целый год.
Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Михаила Козлова смотрите здесь:
Площадка «Партер»
Площадка «Аристократ»
Добавить комментарий