Приключения Незнайки — грустная сказка для взрослых

Петр Мамонов давно перестал быть человеком, нуждающимся в представлении. Кого-то цепляет его творчество до глубины души, кто-то остаются равнодушными к его творчеству. Но мало людей, кто вообще не слышал о великой, не всегда понятной планете «Петр Мамонов».

«В одном сказочном городе жили коротышки…», — нараспев начал главный герой вечера, исполняя полуречетативом известную всем с детства сказку. «Приключения Незнайки» — рассказ Николая Носова всегда ассоциировался с чтением для детей. Как и зачем Мамонов решил рассказать ее взрослым, да еще и сделать его музыкальным моноспекаклем в такой необычной интерпретации? Сказочные жители оживали один за другим под ритмично-монотонный джем-сейшн — оригинал читался слово в слово.

Незнайка просит Гуслю научить его играть на музыкальных инструментах или петь, но что-то идет не так. «Замечательно я играю, громко и красиво», — демонстрирует Мамонов собственную игру на гитаре. «Это не шум, это я играю!» — ничего не напоминает? Современные инструментальные эксперименты еще и не такие шумы воспроизводят и протесты вызывают, в том числе и «соседей». Да и сама музыка, доносящаяся со сцены не сказать, чтобы была очень уж традиционной — это «совершенно новые», молодые Звуки Му. Отлично подобранная команда готова к нестандартному аккомпанементу спектакля. Алекс Грицкевич отвечает за электронику, Вячеслав Лосев — за духовые, за клавиши же отвечают оба эти музыканта. Возможно, поэтому музыка становится наиболее похожа на мелодические ходы фри-джаза. На басу — Илья Узерченко, а Грант Минасян создает ритмический рисунок. Добавьте к этому самого Петра Мамонова, играющего на гитаре в пост-панковском ритме. Все это поймет не каждый. Так кому же адресовано это лишь только на первый взгляд простое утверждение: «Не доросли еще до моей музыки!», на которое зал реагирует особенно живо.

А познание прекрасных наук не останавливается только на музыке, есть еще и, например, живопись. Стоит вновь обратиться к сюжету рассказа Носова. Художник Тюбик пытается научить Незнайку рисовать, но так ли безнадежно это начинание? Отчего-то эта часть рассказа начинается с нотами грусти в голосе Мамонова. Быть может, от того, что человека творческого не каждый поймет? Всегда ли должно получаться «похоже»? И Мамонов делает все, чтобы симпатии зрителей оказались на стороне незадачливого горе-художника.

Если вспомнить рассказ, то коротышки смеялись над другими портретами, но остались недовольны своими изображениями. Что это, как не кривое зеркало и высмеивание если не пороков, то по крайней мере ирония над характерами и профессиями. Художник — он так видит… — вспомните выставки современного искусства и себя на месте зрителя. Все ли вам понятно и очевидно? Но всегда ли можно и нужно сказать об этом? И даже немного жаль, что портреты нужно снять и порвать.

Петр Николаевич переходит на рэп, завершая эту сцену, и эта манера исполнения как нельзя лучше продолжает историю. Сочинение стихов — дело непростое или все же нет? Подобрать рифму сложновато, но ведь для настоящего поэта нужно всего ничего. «Смысл и рифма — как просто, главное способности иметь…». Неторопливая музыка подчеркивает муки творчества начинающего поэта, но вновь он остается непонятым.

Неудачная попытка Незнайки научиться кататься на автомобиле завершается песней в исполнении Мамонова, которая оказывается исполнена в одной психоделической тональности с декламацией произведения, к которому добавляются истошные крики.

Но что же становится кульминацией спектакля? Может быть, это боксирование с грушей в стремлении победить невидимого соперника, а, возможно, песни-декламации, напрямую не связанные с «Приключениями Незнайки» — слишком печальны и безнадежны они были. Хотя чем ближе к концу подходил рассказ, тем грустнее становилось настроение, а соло тромбона добавляло настроения безысходности.
Ближе к финалу — стихи в полной тишине, и лишь фонарем подсвеченное лицо Мамонова и строки Николая Заболоцкого, сказанные полушепотом под волнительный аккомпанемент — еще одна ступень познания сущности поэта и его мыслей. Так «Приключения» стали еще одним новым, странно-эпатажным спектаклем, который, без сомнения, найдет своего зрителя и даже фаната, как это было с каждым экспериментом Петра Мамонова.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Ксении Дроздовой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.