Raphael Wressnig: дважды бас и трижды соло – дрейф из фанка во фьюжн и обратно

«Дом у дороги» должен быть именно таким: с висящей на люстрах публикой, с гроздьями курток над столами, со зрителями, сидящими на стульях, около стульев, да, просто везде, куда можно примоститься. Когда, как говорится, куда не повернись, возникает чувство локтя, когда в тесноте, да не в обиде. И во всём этом нагромождении лиц и мебели, зрители умудряются ещё и танцевать, а официанты, совершая чудеса эквилибристики, лавировать между столами.

Пару недель назад легендарный московский клуб приютил Джон Донн Паб на Пятницкой-56, отдав в распоряжение ДуДа аж целый второй этаж. «Аж» звучит, безусловно, пафосно, однако, «аж» — это одновременно и «всего лишь», где сцена – если и не четверть зала, то, по крайней мере, весьма заметная его часть.

И, тем не менее, именно здесь с единственным московским концертом 13 ноября выступил хаммонд-органист Raphael Wressnig & The Soul Gift Band. Хаммонд-орган – агрегат маломобильный, поэтому Рафаэль приехал, конечно, без инструмента. Агрегат 59 года рождения прибыл на Пятницкую самостоятельно, благодаря помощи друзей ДуДа из клуба Blues.Ru, прибыл, отбыв почетную ссылку в одном укромном дружественном местечке.

С Ресснигом в этот раз играли Alex Schultz – гитара и Silvio Berger – ударные. Оба – хорошо известные московской публике персонажи, и, в принципе, любого из этой троицы было бы достаточно, чтобы сделать несколько десятков столичных фанатов блюза хотя бы на один вечер счастливыми. А тут все трое и вместе! Нет, даже вчетвером, поскольку Хаммонд – такая же боевая единица – пульсирующая, булькающая, доминирующая над всеми и вся.

Рафаэль представляет свой новейший альбом Soul Gumbo, вкусно поясняя, что это такой луизианский суп, дикий микс. И хотя альбом записывался с другим составом, где Алекс был лишним одним из гитаристов, а Сильвио в записи и вовсе не принимал участия, собственно, и исполняемая музыка – такая же мешанина, в которой чисто блюза – хорошо если треть, а всё остальное – неутомимые блуждания по стилям и жанрам, по гармониям и ритмам: то фанк, дрейфующий во фьюжн, то бешенное буги, где орган – «дважды бас и трижды соло».

Танцуют даже официантки. А от кача, слепо следующего за диким необузданным фанком, сырым и необработанным, даже гламурные мадам, отбрасывая чопорность, садятся на лестницу и прутся по полной. Кстати, лестница эта — едва ли не самое популярное и при этом едва ли не самое прочное место в клубе. Металлическая, сварная, с решётками. Кажется, она – центр клуба, и именно на ней держится вся, не выглядящая такой уж мощной, конструкция здания.

Булькающие глиссандо – неотъемлемая часть звучания. Без этих скользящих па уже и хаммонд — не хаммонд. Игра полотенцем, языком, ботинком – конечно, клоунада, элемент театра, гарантия зрелищности, но как без них?! И это именно, что элемент. Конёк трио – конечно, музыка, техничность и мелодичность одновременно

Сильвио невозмутим, аккуратно меряет ритм. Он замурован в своём углу, куда не пробраться иначе, чем через скамейку органиста. Алекс наоборот расслаблен, но дикая точность, выверенность и острота всегда с ним. Здесь как чёткость и отрывистость ритм-гитары, так и мелодичность солиста. На сцене их всего троё (с органом — четверо), и вот таким малым составом создается ощущение оркестрового звучания. Конечно, хаммонд – сам по себе абсолютно самодостаточный инструмент. Что хочет, то и делает: он вертит и крутит ритмом, эмоциями публики, даже настроением музыкантов. Вот гудящий тяжёлый хук на первую и тут же ответ самому себе, но уже как бы в противофазе. Рессниг качает, искусственно расшатывая ритм, не давая ему успокоиться, прибавляя оборотов, заставляя войти в резонанс. Переняв у классиков жанра школу игры, Рафаэль привнёс в неё своё неординарное звучание, свой грув, с лёгкостью покоряя не только пабы, где публика фактически сидит на скамейке органиста, но и настоящие пафосные концертные залы по всему миру. Неспроста же в 2013 году по версии журнала Downbeat Рессниг был признан лучшим Hammond-органистом года.

В ДуДе на Пятницкой хорошо знакомые ещё по первому «Дому у дороги» на Спортивной лица: музыканты, слушатели, звукреж дядя Толя Подлипенцев, конечно, ЮрИваныч. Между прочим, концерт Raphael Wressnig & The Soul Gift Band — первая серьёзная гастроль на новом месте. Для маленького, но, как выясняется, чрезвычайно живучего ДуДа и его верных обитателей – такой концерт в новых родных стенах – великая честь.

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Натальи Габбасовой здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.